Электролит является важнейшим составляющим аккумуляторной батареи. Благодаря этому раствору из веществ и расплавов, происходит передача тока. Это заставляет всю систему работать. Чтобы аккумуляторная батарея не вышла, из строя всегда необходимо внимательно следить за наличием электролита. А также за его параметром плотности.

Что такое плотность аккумулятора и на что она влияет

Как уже было сказано, электролит является одним из главных компонентов в аккумуляторной батарее. Простыми словами, это дистиллированная жидкость и концентрированная кислота.

Её действие настолько сильное, что с лёгкостью может разъедать множество разновидностей металлов, в том числе и свинец, который находится в аккумуляторе.

Смешивать кислоту с жидкостью необходимо до того как она перестанет разъедать металл, но будет способна проводить химические работы. Называется такие процессы электролитическая диссоциация. Чем больше будет заданные параметры плотности, тем скорее будет происходить разрушение металла.

Какой параметр плотности должен быть в аккумуляторной батарее

Как проверить плотность электролита в аккумуляторе. Параметр плотности напрямую зависит от региона, его погодных условий и температуры воздуха. Общая средняя цифра 1.27 грамм на мл. Подходит для регионов с температурой от -25 до +35 градусов.

Таков параметр имеет новейшая и заряженная аккумуляторная батарея. В более холодных условиях плотность аккумуляторной батареи будет составлять 1.29 грамм на мл. Температура воздуха в жарких странах высокая, поэтому параметр плотности должен находиться на уровне 1.25 грамм на мл.

Более подробная информация о разных климатических условиях:

  • резко континентальный климат с сильными морозами, достигающими -40 градусов — плотность электролита при температуре воздуха 15 градусов, составляет 1.31 г/мл зимой и 1.27 г/мл летом;
  • континентальный климат с температурой воздуха не ниже -40 градусов — параметр плотности в любое время года 1.29 г/мл;
  • умеренные климатические условия с морозами не ниже -30 градусов — параметр плотности равен 1.27 г/мл круглый год;
  • Тёплый, жаркий климат, температура не опускается ниже -10 градусов — уплотнение на уровне 1.25 г/мл.

На полках магазинов продаётся уже готовая концентрация кислоты в 1.29 грамм на мл. Автовладельцам останется только вывести подходящий параметр для своих климатических условий. Имея больший параметр плотности, процесс электролитической диссоциации будет идти бурнее.
Только приобретённая аккумуляторная батарея имеет наличие раствора в 1.27 грамм на мл. За период использования устройства при частой недозарядке на железных пластинках из свинца появляется его сульфат, который никак не растворяется.

Это означает, что упомянутая кислота смешалась со свинцовыми пластинками. Название такого процесса — сульфатация. В период подзарядки АКБ выходит не весь кислотный раствор, соответственно, электролит разжижается.

Попытки зарядить аккумулятор до начального уровня, будет приводить к закипанию смеси кислоты и дистиллированной жидкости. Процесс кипения — это разрывание жидкости на две части: водород и кислород. Он приводит к разжижению электролитического раствора аккумуляторной батареи.

Плотность электролита в аккумуляторе зимой

Зимой при температуре воздуха ниже -40 градусов, плотность должна составлять 1.31 г/мл, если морозы не опускаются больше чем -40, значит плотность будет 1.29 г/мл. Температура воздуха в регионе не ниже -30, параметр плотности должен быть 1.27 г/мл. В жарких странах, где не бывает морозов, а температура не переваливает за -10 градусов, раствор будет 1.25 г/мл.

Плотность электролита в аккумуляторе летом

В летний период всё просто. В условиях Сибири, где температура может спускаться ниже -40 градусов, раствор будет иметь плотность 1.27 г/мл. В остальных случаях, где условия климата жаркие, параметр будет достигать 1.25 г/мл.

Почему проверка плотности так важна, и чем опасно повышение или понижение показателей

Если не следить за уровнем плотности электролита, всё будет очень просто. Аккумуляторная батарея выйдет из строя намного раньше своего срока службы. Бывают случаи, когда происходили взрывы АКБ из-за неправильной плотности. Как повышение, так и понижение, несёт в себе опасность для аккумулятора.

Как проверить плотность в аккумуляторе

Самый известный и единственный способ измерить свойство раствора — с помощью специального инструмента, который называется ареометром. Ареометр — это инструмент, предназначенный для вычисления параметра плотности электролитического раствора, основанный на правиле Архимеда.

Проверка плотности аккумулятора ареометром

Инструмент представляет собой небольшую колбочку и грушу, внутри которой находится измерительная метка, где прорисованы деления в г/мл. Внизу колбочки находится тоненькая трубочка, чтобы было проще делать замер электролита в аккумуляторной батарее.
Всасывание раствора производится с помощью специальной прорезиненной груши. Она накрывает колбу сверху и с помощью нажатия, а после отжатия происходит захват жидкости. Некоторые приборы имеют поплавки, при всплывании которых можно выяснить плотность.

Замер электролитического раствора должен проводиться при температуре вещества от +20 до +30 градусов по Цельсию. При другой температуре потребуется учитывать отклонения ареометра.

Как пользоваться ареометром подробная инструкция

Прибор ареометр прост в использовании, приобрести его можно в магазинах. Измерения электролита проводятся в домашних условиях при температуре от +20 до +30 градусов.

  1. Произвести подготовительные мероприятия. Если ареометр разобран, соответственно, собрать его по инструкции, которая идёт в комплекте.
  2. Далее идёт подготовка аккумуляторной батареи. Произвести открытие пробок, сняв общую пластинку или открутив каждую крышечку.
  3. Найти ёмкость, и туда поместить дистиллированную жидкость. Это необходимо, для того чтобы промывать и продувать прибор.
  4. Вставить кончик инструмента в колбу аккумуляторной батареи, до того как он коснётся поверхности.
  5. Надавить пальцами на резиновую грушу, чтобы вышел воздух из неё.
  6. Отпустить грушу, и начнётся забор жидкости.
  7. Наливать раствор, пока поплавок не всплывёт.
  8. На глаз измерить шкалу поплавка с электролитической жидкостью в колбочке. Цифра на шкале будет являться настоящим параметром плотности.
  9. Поместить раствор в аккумуляторную батарею.
  10. Провести процесс  прибора, используя дистиллированную жидкость.

Как пользоваться ареометром для аккумулятора с палочками

Пользование ареометром с помощью палочек, практически ничем не отличается от обычного способа.

 

Возможно ли измерение плотности электролита без ареометра

Нет. Правильного измерения без использования ареометра не существует. Создать собственный прибор можно в домашней обстановке. Самым необходимым элементом будет являться поплавок, который производит замеры. Создать его возможно из пустой внутри и пластиковой трубочки.
Правильность выявления плотности, будет зависима от точности нанесения значений на груз. Чтобы узнать первое значение необходимо, опустить в дистиллированную жидкость грузик. Значение в жидкости будет равно 1 г/мл. Для второго значения понадобится электролитический раствор с параметром 1.3 г/мл.

Проделать то же самое, что с дистиллированной жидкостью и получится второе значение. Далее потребуется разбить шкалу поплавка на равные части по 30 миллиметров. Если всё сделать правильно, измерение будет точным.

Вы когда-нибудь пользовались ареометром?
Конечно!Нет...

Можно ли проверить плотность в необслуживаемом аккумуляторе

Необслуживаемые аккумуляторы — это такие батареи, у которых нет открывающихся пробок. Электролитическая жидкость в них присутствует, и крышки есть, только они были заделаны сразу на месте производства.

Измерить плотность электролита в таких АКБ можно, но для этого потребуется дополнительная работа по снятию зафиксированных крышек.

Если снять крышки получилось, необходимо будет провести все те же самые действия, как и с обычными аккумуляторами. Только по окончании процедуры нужно будет вскрытые крышки приклеить или припаять на место. Использовать нужно тот же самый пластик, как и на аккумуляторной батарее.

Основные способы корректировки плотности аккумулятора

Сделать собственноручно корректировку раствора в АКБ нетрудно. Существует три вариации: повышение параметра плотности, понижение и полная замена всего электролита в аккумуляторной батарее.

Как повысить плотность в аккумуляторе

Снижение требуемой нормы плотности обычно происходит, когда добавляется дистиллированная жидкость. Из-за этого можно наблюдать другие уровни раствора в разных банках. Восстановить баланс помогает обычное зарядное устройство.

Если оно не помогло, значит нужно приобрести в магазине новый электролит.

Первым делом из нужной колбы аккумулятора при помощи груши изымается небольшое количество раствора. И только после этого добавляется свежий. При отрицательном результате потребуется повторение пройденной процедуры.

Как понизить плотность АКБ

Если в аккумуляторной батарее повышен уровень электролита, ее потребуется привести в норму, то есть понизить. Процедура проводится такая же, как и с повышением, единственное важное отличие — это то, что заливать в колбочки аккумулятора необходимо дистиллированную жидкость.

Но для начала процедуры нужно удалить небольшое количество старого электролита, чтобы количество раствора в батарее было одинаковым до и после процесса.

Восстановление аккумулятора путём замены всего раствора электролита

Если требуется заменить весь электролит, нужно в первую очередь избавиться от старого. При помощи резиновой груши слить старый раствор. Предварительно купив в магазине новый, с соответствующими параметрами для своего региона.

Далее потребуется залить раствор и дистиллированную жидкость до того момента, пока не будет создана правильная плотность.

Выяснить точную плотность поможет специальный прибор ареометр. После проведения мероприятия аккумуляторную батарею с новым раствором требуется поставить на зарядку и довести до небольшого кипения. Это нужно, чтобы плотность в разных банках аккумулятора сбалансировалась.

Советы и тонкости в работе

Перед тем как приступить к выполнению мероприятий, связанных с аккумулятором. Необходимо выполнить все простые меры предосторожности и правила работы, чтобы избежать проблем с устройством и последствий со здоровьем. Важный совет новичкам заключается в том, что в первую очередь в батарею заливается вода, а уже сверху кислота.

Выполнив все наоборот, произойдёт хлопок и некоторое количество смеси воды и кислоты выплеснутся наружу. Не нужно курить на рабочем месте. В аккумуляторной батарее множество летучих веществ, которые могут воспламениться.

Техника безопасности по работе с кислотой

При работе с кислотой настоятельно рекомендуется выполнять меры предосторожности, во избежание ожогов.

  • выполнять работу в специализированной форме или одежде, которую будет не жалко выкинуть. Потому как обычный электролит разъедает одежду, а серная кислота может оставить серьёзный ожог на коже;
  • надевать прорезиненные перчатки, чтобы избежать тяжёлых последствий;
  • позаботиться о защите органа зрения. Иногда неопытные автовладельцы в первую очередь наливают кислоту, а потом в эту кислоту воду. Это приведёт к тому, что произойдёт реакция и вода вместе с кислотой выстрелит наружу и попадёт в глаза. Из-за этого можно лишиться зрения. Поэтому важно кислоту наливать в воду, а никак не наоборот;
  • не перепутать плюсовые и минусовые провода перед подключением к аккумуляторной батарее;
  • проводить мероприятия следует в хорошо проветриваемом месте. Так как электролит имеет резкий и неприятный запах;
  • запрещено курение при работе на месте;
  • аккумулятор не должен подвергаться механическим и ударным воздействиям;
  • при проведении работ не нужно переворачивать аккумулятор в разные стороны.