Водители часто сталкиваются с проблемой при запуске двигателя автомобиля и основной причиной этому, является неисправность АКБ или нарушение контакта с проводами. Подключение аккумулятора в машине, осуществляют с помощью специальных свинцовых выводов. Так как свинец металл хрупкий и мягкий, выводы частенько плавятся или ломаются. Такая ситуация «не смертельна» и её решение – это восстановление клемм аккумулятора.

Почему портятся клеммы

Существует несколько причин, по которым клеммы АКБ выходят из строя:

  1. Изношенность. Если автомобиль служит владельцу уже более 10 лет, и при этом аккумулятор регулярно переподключают, риск физического износа возрастает в несколько раз.
  2. Попадание электролита на контакты. Если пробка батареи ослаблена или стержни плохо затянуты, такой проблемы не избежать.
  3. Нарушение стандартов плотности электролита. Такое случается, когда владелец производит самостоятельную замену жидкости в АКБ и допускает ошибки в пропорциях кислоты и дистиллята.
  4. Нарушение целостности корпуса АКБ. Отверстия и трещины на оболочке приводят к разгерметизации аккумулятора и протечкам.
  5. Неисправность электросети. Регулярные проблемы с электрикой, сокращают срок жизни клемм.
  6. Оплавление клемм. Обычно это происходит из-за плохого контакта клеммы и токовывода АКБ.

Практически все проблемы с клеммами возникают из-за отсутствия регулярных осмотров. Чтобы избежать этого, нужно лишь поглядывать на состояние АКБ 1-2 раза в месяц.

Основные признаки выходящих из строя клемм

О неисправности выводов свидетельствуют различные сбои в электрике автомобиля. Главными признаками проблем с клеммами, являются:

Слабое свечение

Фары, поворотники и габариты светят не так ярко, как должны, даже при полностью заряженном аккумуляторе.

Проблема с запуском двигателя

Автомобиль не заводится с первого раза или происходит сильное натяжение при прокручивании коленвала. Создаётся впечатление, что аккумулятор полностью разряжен, но по факту это совсем не так.

Сбои в работе электросети

Проблемы в функционировании подогрева, акустической системы или освещения в салоне.

Владельцы часто игнорируют такие неисправности, так как они не особо влияют на работоспособность автомобиля, но это неправильно. Со временем ситуация станет только хуже и может привести к серьёзным неполадкам.

Последствия проблем с клеммами

Постоянные проблемы с клеммами плохо влияют на работу других деталей автомобиля и со временем приводят к таким последствиям:

  • снижение эффективности и выход из строя АКБ;
  • полный отказ в работе электрики;
  • чрезмерная нагрузка на генератор и как следствие его поломка.

Основные методы восстановления клемм аккумулятора

Поломка клемм – распространённая проблема. Восстановить вывод на АКБ самостоятельно не сложно, нужно лишь следовать инструкциям и соблюдать технику безопасности.

Восстановление свинцовых клемм аккумулятора

Свинцово-кислотные АКБ — наиболее распространённый вариант батарей в автомобилях. В таких аккумуляторах свинец используют для изготовления перемычек между пластинами и наружных выводов. По разным причинам свинцовые клеммы могут быть частично или полностью разрушены.

Ремонт клемм аккумулятора, которые начали окислятся или разрушаться

В процессе эксплуатации на выводах могут появляться следы коррозии и различные повреждения. Чаще всего это:

  • следы искрения;
  • небольшие раковины;
  • соли и кристаллы сульфатации.

Справится с такими незначительными дефектами поможет полоска обычной наждачной бумаги. Для зачистки вывода сперва лучше использовать полотно зернистостью 120-160. Для финишной обработки можно взять зернистость 180-240.
При работе с наждачкой очень важно следить за диаметром клемм. Не стоит уменьшать его более чем на 1 мм. Максимально допустимое уменьшение вывода – 2-3 мм, но, в таком случае понадобиться доработка старых или покупка новых зажимов.

В качестве альтернативы для устранения мелких раковин можно использовать припой ПОС 30. Материал подходит для заполнения отверстий и позволяет сохранить первоначальный диаметр клеммы. После застывания припоя, вывод нужно будет зачистить наждачкой.

Когда клеммы будут восстановлены, их стоит обработать специальной электропроводящей смазкой. Она выполняет сразу несколько полезных функций:

  • понижает сопротивление контакта;
  • улучшает контакт между выводом и зажимом;
  • защищает конструкцию от коррозии.

Как восстановить клемму аккумулятора, если она поломалась до самого основания

Существует два основных метода восстановления клеммы АКБ – «наращивание» с помощью паяльника или заливка расплавленного металла. Самый простой и безопасный способ – это наплавление припоя. Для этого понадобиться:

  • припой ПОС 30, в составе которого присутствуют свинец и олово;
  • паяльник с мощностью 100-150 Вт;
  • канифоль;
  • специальная форма.

Формочку можно сделать из куска жаропрочного металла. Диаметр формы должен быть на 2-3 мм больше, чем диаметр старого вывода, так как новый в любом случае придётся обтачивать и шлифовать. Готовую формочку устанавливают на остатки старой клеммы и наращивают сверху новую, с помощью припоя и паяльника.

Для придания большей прочности, в «корешок» старого вывода вкручивают два стальных шурупа без шляпок. Чтобы болты не контактировали с кислотой, не стоит углублять их более чем на 10 мм. Если в распоряжении нет паяльника с необходимой мощностью, можно заменить его сварочным аппаратом. Для сварки понадобится угольный электрод с сечением 5-10 мм.

Можно использовать стержень из батареек типа «343» на 1,5 Вт. Чтобы избежать перегрева электролита, сварочные работы нужно проводить при малом токе.

Перед выполнением «наращивания» клеммы, остатки старой следует зачистить металлической щёткой, а паяльник прогреть до необходимой температуры. После того как форма будет установлена на остатки старого вывода, нужно обложить её раствором гипса, глины или алебастра. Это делается для защиты пластикового корпуса от расплавленного металла.

Вместо припоя ПОС 30, можно использовать чистый свинец или припой с большим содержанием олова, но, делать этого не стоит. Свинцовая конструкция без примесей будет более хрупкой, а припой ПОС 40, 50 или 60, будет плохо переносить нагревание при запуске двигателя. Весь процесс восстановления клеммы, происходит так:

  1. Устанавливают формочку и обкладывают её защитным составом.
  2. Электродом или жалом паяльника расплавляют поверхность обломка.
  3. Внутрь формы постепенно подкладывают небольшие кусочки припоя или свинца. Не стоит забывать о периодическом смачивании жала паяльника в канифоли – это укрепит соединение.
  4. Чтобы избежать образование раковин и пустот, нужно наполнять форму медленно и равномерно, периодически перемешивая расплавленное содержимое.
  5. После того как формочка будет заполнена, её оставляют до полного остывания.
  6. С готовой клеммы снимают формочку, обрабатывают и шлифуют.

Процесс заливки расплавленного свинца в целом похож на «наращивание». Отличие лишь в том, что в формочку заливают сразу весь металл, а не наплавливают отдельные кусочки.

Главный минус такого способа – риск вскипания электролита. Чтобы не допустить этого, форму обкладывают большим количеством влажной гипсовой смеси.

Для лучшего скрепления металлов, поверхность обломанной клеммы прогревают перед заливкой.

Если под рукой нет ни паяльника, ни сварочного аппарата, можно просто соединить электрод с противоположным полюсом. Для этого понадобиться провод диаметром 3-4 мм. Такой способ может быть опасен для АКБ, так как нельзя чётко отрегулировать ток сварки. Перед тем как приступать, необходимо полностью зарядить аккумулятор. Весь процесс нужно разделить на несколько этапов, чередуя отдых и работу – это позволит АКБ восстановится.

Все мероприятия по восстановлению клемм аккумулятора, нужно проводить после его полного остывания, и по возможности стоит даже дополнительно охладить АКБ. Это позволит снизить риск вскипания электролита и предотвратит разрыв батареи.

 

Как правильно снимать прикипевший зажим с клеммы

Прикипевшие зажимы – это одна из самых частых проблем с клеммами и снимать их нужно очень осторожно, чтобы не усугубить ситуацию. Категорически запрещено расшатывать конструкцию, иначе может произойти поломка корпуса АКБ или самого вывода.

Чтобы снять зажим без потерь, нужно действовать следующим образом:

  1. Сперва нужно снять болт и гайку, которые сдерживают хомут.
  2. Отвёрткой или рожковым ключом аккуратно раздвигаются губки зажима.
  3. Только после того, как хомут полностью отстанет от вывода, его снимают.

Вам доводилось восстанавливать клеммы?
ДаНет

Восстановление клемм маломощных АКБ от мотоциклов и ИБП

Процесс восстановления клемм на таких аккумуляторах не отличается от процедуры с автомобильными устройствами, но, есть несколько важных моментов. Сперва стоит учесть форму и конфигурацию вывода. В таких АКБ часто имеются специальные отверстия под винты, и есть два варианта действий:

  1. Сделать отверстие самостоятельно с помощью сверла по металлу. При этом нужно будет тщательно обработать края отверстия и саму клемму.
  2. Купить специальный зажим, который послужит переходником. Зажим закрепляют на клемму, а к зажиму крепят стандартный разъём.

При работе с аккумуляторами малой мощности очень важно следить за охлаждением, так как риск вскипания электролита в них намного выше. Лучше всего батарею защитит дополнительное охлаждение.

Использовать противоположный полюс для сварки на таких АКБ тоже не стоит. Ёмкость устройства меньше, чем у автомобильной батареи, из-за чего есть высокий риск полного разряда в процессе работы. Полный разряд просто разрушит пластины и «убьёт» аккумулятор.

Когда лучше заменить, а не ремонтировать

Иногда ремонт аккумулятора может оказаться бессмысленным делом. В таких случаях проще сразу купить новый и не тратить время. Есть несколько признаков, которые явно сообщают о скорой «смерти» АКБ:

  1. Аккумулятор перестал заряжаться от генератора. Если уровень заряда АКБ не повышается даже после длительных поездок, значит внутри устройства уже происходит необратимый процесс разрушения.
  2. Даже в тёплое время года происходят трудности при запуске двигателя. Это говорит о проблемах с поддержанием заряда АКБ.
  3. Аккумулятор источает неприятный запах гнили.
  4. Электролит внутри АКБ стал темнее. Это говорит о том, что пластины внутри разрушены и может привести к взрыву батареи.
  5. Аккумулятор прослужил верой и правдой более 4 лет. Проблемы в работе могут свидетельствовать о банальной изношенности батареи.

При наличии признаков, описанных выше, лучше сразу заменить АКБ на новый.

Как правильно выполнить замену клемм

В некоторых случаях, проблема с АКБ заключается лишь в клеммах (зажимах), и восстановить их нельзя. В таком случае деталь полностью заменяют. Такую процедуру проводят только после отключения аккумулятора от автомобиля, при этом важно чтобы «минус» всегда отсоединялся первым.

Перед заменой также нужно проверить, нет ли проблем с выводами. Самый ответственный момент – это подбор новых деталей. Чтобы не допускать ошибок, нужно следовать нескольким правилам:

  1. Размер новых клемм должен строго соответствовать диаметру старых, иначе возникнут серьёзные проблемы с подключением и контактами в дальнейшем.
  2. Отверстие для подключения высоковольтных проводов также должно соответствовать старому – это обеспечит надёжное подключение.
  3. Материал тоже играет роль. Оптимальным вариантом будет свинец, а более дорогая альтернатива – медь или латунь.
  4. В некоторых случаях проще купить клеммы в наборе с проводами.
  5. При отсутствии необходимых навыков, лучше обратиться за помощью в замене к специалистам.

Как не допустить повторного разрушения: меры профилактики

Чтобы предотвратить проблемы в работе АКБ и разрушение клемм, нужно лишь правильно обращаться с устройством и следовать некоторым правилам:

  1. Регулярный осмотр на наличие сульфатов или следов окисления. Очистка появившегося налёта остановит процесс разрушения и не займёт много времени.
  2. Механические усилия при снятии зажимов и любое физическое воздействие недопустимо. Свинец очень хрупкий металл и такие действия могут разрушить выводы не только снаружи, но и внутри АКБ.
  3. Необходимо регулярно использовать специальную смазку для клемм. Она защитит выводы от внешнего воздействия влаги и коррозии. Смазку наносят только сверху, после того как зажим был плотно закреплён. Попадание защитного состава между выводом и клеммой допускать нельзя.