Кальциевые источники питания представляют ещё одну группу аккумуляторов. Производятся они уже с прошлого века. Как и у других, присутствуют свои особенности и недостатки. Кальциевые аккумуляторные батареи имеют широкий ассортимент применения.
Что такое кальциевые аккумуляторы
CA аккумуляторные батареи являются обычными, как и свинцовые, их большое отличие заключается в металлических пластинах. Они состоят из кальция. В составе АКБ его не очень много.
Иногда для изготовления таких источников питания используется серебро. Благодаря своему нестандартному составу, кальциевым восстановителям энергии практически удаётся избежать такого неприятного процесса, как сульфатация — появление на металлических пластинах белых кристаллов, похожих на соль, которые не дают правильно проводить электрический ток.
Маркировка
Различить такую разновидность можно по надписи на этикетке АКБ. На ней должно быть обозначение CA/CA. Благодаря кальцию можно избежать некоторых проблем, которые есть в других моделях. Маркировочные обозначения помогает выделить главные параметры аккумуляторной батареи.
Маркировка разделяется на две большие группы:
- по ГОСТу;
- по ДИН.
Преимущества и недостатки кальциевых батарей
Положительные стороны источника питания:
- благодаря минералам кальция, снижается саморазряд. Это означает, что устройство медленнее разряжается, если им не пользоваться;
- пониженная потеря электролитического раствора из аккумуляторной батареи;
- процесс сульфатации наименее страшен, чем в других моделях АКБ;
- повышенный срок эксплуатации;
- качественные металлические пластины;
- коррозия таких видов маловероятна;
- холодная прокрутка тока увеличена;
- устойчивы к сильной перезарядке;
- основная часть аккумуляторных батарей поставляется в необслуживаемом виде. Это означает, что уход такому варианту нужен минимальный.
Отрицательные стороны модели:
- при глубоких разрядах теряется значительная часть энергетической ёмкости;
- из-за более сложного устройства и применения редких элементов, стоимость таких источников питания заметно выше, чем у обычных;
- если долго не использовать АКБ, начнётся теряться ёмкость и уменьшаться срок использования.
Основные разновидности аккумуляторов Ca/Ca
Кальциевые источники питания делятся на три большие группы.
Старая разновидность | Металлические пластины таких АКБ содержат в составе около 0,1 процента кальция или олова. Это помогает ему восстановиться после двух глубочайших разрядок. |
Передовая технология | Помимо металла кальция, в них есть доля серебра, которая составляет 0,3 процента. Их стоимость намного выше первых, но они могут удержать до десяти глубоких разрядок. |
Промежуточный вид | В них помимо кальция, добавляются ещё некоторые компоненты. Медь, кадмий и другие. Выдерживают до пяти глубоких разрядок. |
Где применяются кальциевые аккумуляторные батареи
Основное направление кальциевых источников питания — это все виды транспортных средств. Если аккумулятор является необслуживаемым, его можно применить как накопительное устройство в более мощных приборах. Если АКБ применяется в инверторных агрегатах, необходимо обязательно устанавливать предохранители. Это нужно для того, чтобы не допустить перезаряда и перегрева источника питания.
Алгоритм зарядки кальциевого аккумулятора
Прежде чем понять как заряжать CA источник питания, потребуется разобраться в некоторых деталях процесса подзарядки.
Если используется новая разновидность автоматического зарядного устройства, то понадобится только подключить провода к клеммам, не перепутав полярность АКБ. Используя старое ЗУ, сначала понадобится выставить параметр напряжения и силы тока. Зарядку необходимо производить в тёплом помещении. Если на клеммах начал проявляться процесс сульфатации, то нужно провести тренировочный режим для аккумуляторной батареи.
Зарядка аккумуляторной батареи может продлиться более 8 часов. Зависит от энергетической ёмкости. После этого аккумуляторная батарея будет заряжена на 100 процентов.
Обычными зарядными устройствами восполнить батарею на 100 процентов не получится, поэтому придётся прибегнуть к покупке ЗУ, которое способно выдавать напряжение равное 16 Вольт. Для проведения мероприятий по десульфутации понадобится также приобрести специальный прибор, который имеет функцию зарядки и разрядки. Отлично подходят новые зарядники, которые способны менять напряжение автоматически.
Для подзарядки рекомендуется приобретать новое зарядное устройство с автоматическим режимом переключения напряжения. Оно должно составлять не менее 16 и не более 16,5 Вольт.
Электрический ток зарядного устройства должен не превышать 10 процентов от заявленной производителем энергетической ёмкости.
Особенности обслуживания и эксплуатации кальциевых аккумуляторов
При покупке обслуживаемой аккумуляторной батареи, автовладельцу понадобится добавлять дистиллированную воду в электролит. Стоит отметить, что делать это придётся гораздо реже, чем в других разновидностях. Жидкость испаряется из АКБ в медленном темпе. Повысить внимание к электролитическому раствору понадобится в летний период, когда температура воздуха высокая. С необслуживаемой версией всё просто. Замена или доливка электролита практически не требуется. Понадобится только производить подзарядку.
Как проверить кальциевый аккумулятор на работоспособность
Чтобы проверить кальциевый восстановитель энергии на работоспособность необходимо:
- проверить какое выдаётся напряжение. Делается это при помощи мультиметра. Если показатели на 12,6-12,8 Ватт. Это говорит о полной готовности к использованию аккумулятора. Если показатели ниже, то батарея разряжена;
- проверить обслуживаемую аккумуляторную батарею. Для этого потребуется ареометр, который измеряет параметр плотности. Он зависит от погодных условий в проживаемом регионе. Средний показатель 1,27 грамм/см³. Балансировка плотности проводится при помощи зарядки или добавления дистиллированной жидкости.
Как выполнить замену электролита
Замена электролита в аккумуляторной батареи — это важный процесс, к которому нужно подходить внимательно. Произвести замену можно как в обслуживаемом устройстве, так и в необслуживаемом. С первым вариантом всё понятно, а вот со вторым придётся немного заморочиться. Перед выполнением работ по замене электролита настоятельно рекомендуется выполнять требования и соблюдать технику безопасности.
- работы проводятся только в условиях средней температуры воздуха. Примерно около 20 градусов;
- выбрать хорошо проветриваемое помещение;
- надеть ненужную одежду, которую если что можно будет выкинуть. Защитные перчатки и очки;
- не проводить работы если АКБ слишком нагрелся. Требуется подождать пока она остынет;
- важно, при создании электролитического раствора добавлять кислоту в воду, а не наоборот. Так как вода может вызвать бурную химическую реакцию;
- ни в коем случае нельзя допускать попадание концентрированной, разбавленной кислоты или электролитического раствора на кожу или в глаза. Если же случайно опасное вещество попало на кожу или в глаза, необходимо немедленно промыть холодной водой это место. При большом поражении, требуется немедленно обратиться к врачу.
Замена необходимо если:
- электролитический раствор поменял свой оттенок на любой. Нормальный электролит должен быть прозрачного цвета;
- отрегулировать нужную плотность не выходит при помощи дистиллированной жидкости;
- аккумуляторная батарея новая, а садится очень быстро;
- отсутствие электролитической жидкости в какой-то из банок;
- при низких температурах окружающей среды происходит замерзание электролита.
Для создания потребуется концентрированная или разбавленная кислота и дистиллированная жидкость. Приобрести кислоту можно в технических автомобильных центрах или магазинах. Дистиллированная вода продаётся в магазинах и аптеках. Рекомендуется покупать её в аптеке.
Процесс замены электролитического раствора в обслуживаемой и необслуживаемой аккумуляторной батарее:
- После того как раствор готов, можно приступать к замене.
- Первым делом следует вытащить аккумуляторную батарею из транспорта.
- Слить старый электролит из банок и тщательно промыть их при помощи дистиллированной воды. Если источник питания является необслуживаемым, то сначала потребуется сделать дополнительные отверстия для того, чтобы добраться до электролита.
- Новую смесь прежде чем добавлять проверить на плотность при помощи ареометра. Параметр должен совпадать с температурой окружающей среды в проживаемом регионе.
- Залить новый электролит в банки аккумуляторной батареи при помощи шприца или другого инструмента.
- Соблюдать баланс жидкости во всех ёмкостях. Примерное количество жидкости в каждой банке не должно превышать 1,5-2 сантиметра.
- Проверить ещё раз плотность и установить аккумулятор на зарядку.
- После того как новый электролит закипит, нужно подождать немного времени.
- Снять с зарядки и закрыть крышки банок. Если устройство необслуживаемое, то необходимо герметично запаять или заклеить сделанные отверстия.
Правильная замена электролита поможет устранить некоторые появившиеся неприятности в ходе эксплуатации.