Неправильная эксплуатация вызывает неисправности в аккумуляторной батарее. Они могут такими, что их уже не исправить или можно восстановить, но в неполной мере. Поэтому качественный уход продлит жизнь. Сульфатация является одним из неприятных процессов, который случается с аккумуляторами. Чаще всего под удар попадают свинцовые модели.

Что такое сульфатация аккумулятора

Сульфатация — это процесс, возникающий в свинцовых аккумуляторных батареях. Он проявляется в качестве белого налёта на металлических пластинках. Возникает из-за разрушения этих металлических пластин. Причиной может являться неправильная зарядка или другие несоблюдения эксплуатации.

Причины

Причин может огромное количество. Среди основных выделяются:

  • работа аккумуляторной батареи на холостом ходу;
  • частая зарядка;
  • быстрая разрядка.

В следствие этих причин происходит медленное разрушение металлических пластин. А точнее, внутри начинают происходить ненужные химические реакции, взаимодействие свинца с другими компонентами.

Данный неприятный процесс произойдёт рано или поздно. Автовладельцы могут лишь его значительно замедлить при помощи грамотной эксплуатации и правильным уходом или же наоборот, ускорить его, небрежно относясь к источнику питания.

Признаки

Обнаружить признаки достаточно просто. На ранней стадии налёта не будет и определить можно исходя из того, на сколько быстро разряжается аккумуляторная батарея. Снижение энергетической ёмкости явный признак сульфатации, если аккумулятор не является уже изношенным. После подзарядки или некоторого использования устройства, на нём возникает белый налёт, похожий на солевые отложения. При обнаружении необходимо произвести чистку. Такой метод обнаружения возможен для обслуживаемых аккумуляторов. Так как на них не составит труда открутить пробки банок и осмотреть пластины на ранней стадии сульфатации.
С необслуживаемой АКБ всё сложнее, разобрать её невозможно, так как она просто для этого не предназначена. Разбирать корпус устройства самостоятельно без специальных инструментов и определённых знаний крайне не рекомендуется. Можно испортить аккумулятор без возможности его восстановления. Распознать сульфатацию можно либо по нехватке энергетической ёмкости, либо по более поздней стадии, когда белый налёт начал проявляться на металлических клеммах. Из-за особенностей конструкции, такой исход в необслуживаемой аккумуляторной батареи редкий. Процесс проходит гораздо медленнее.

Возможные последствия

Самое неприятное последствие может быть — короткое замыкание одной из банок аккумуляторной батареи. Происходит разрушение металлических пластин и они могут осыпаться в банку с электролитической жидкостью.

  1. Далее, это повлечёт соприкосновение со стенками ёмкости, в итоге одна из банок замкнётся. Это сильно уменьшает срок службы аккумуляторной батареи, снижая его важнейшие характеристики. Восстановить замкнутую банку будет невозможно, можно будет провести некоторые манипуляции, но восстановить былую ёмкость и некоторые параметры уже не получится.
  2. Также сульфатация значительно увеличивает сопротивление прохождения электроэнергии, что снижает эффективность функционирования аккумуляторной батареи.
  3. Снижается энергетическая ёмкость. Аккумулятор станет работать меньший период времени от одной зарядки, а также быстрее заряжаться.

Вы пробовали разобрать автомобильный аккумулятор?
Разбирал Не приходилось

Какие существуют способы десульфатации аккумулятора

Для нейтрализации или уменьшении эффекта сульфатации можно применить несколько различных способов. Каждый нужно выбирать исходя из особенностей аккумуляторной батареи, а также её характеристик и степени износа.

Способы разделяются на 3 больших разновидности:

  • механический;
  • химический;
  • при помощи электричества.

Механический

Одни из самых любимых, но менее эффективных методов борьбы с сульфатацией являются методы промывания обычной водой или удаление белого кристаллического налёта с помощью наждачной бумаги. Применять эти методы рекомендуется, когда стадия не слишком запущенная, а налёт уже начал проявляться на свинцовых клеммах. Слишком частое злоупотребление этими способами приведёт к изнашиванию металлических пластин.

Метод промывки обычной водой применяют редко, он является малоэффективным и может даже нести угрозу. Одна промывка может помочь до следующей подзарядки, а налёт будет появляться всё чаще.

  • вскипятить воду;
  • отключить аккумулятор от автомобиля и установить его в месте с температурой воздуха не ниже 10 градусов;
  • нанести воду на клеммы и тщательно их промывать до того, пока не исчезнет налёт;

Следующий способ — это очищение клеммовых зажимов при помощи наждачной бумаги. Злоупотребление способом повлечёт стирание металлических пластин, что приведёт к выходу из строя источника питания.

  • отключить от аккумуляторной батареи все электрические нагрузки;
  • взять наждачную бумагу, которая имеет менее шероховатую поверхность;
  • не слишком резкими движениями, нужно прочищать клеммы.

Ещё один метод, который стоит рассмотреть отдельно, это удаление сульфатации на банках при помощи разборки корпуса аккумуляторной батареи. Данный метод применяется тогда, когда процесс сульфатации нужно удалить полностью из самих банок аккумулятора. Процедура является опасной и может полностью вывести из строя источник питания. Выполнять его не рекомендуется даже людям с профессиональными навыками и инструментами:

  • отключить АКБ от всех источников энергии;
  • воспользоваться инструментом, который способен аккуратно распилить корпус устройства. Требуется быть максимально внимательнее, чтобы не повредить важные элементы;
  • после распила, взять наждачную бумагу или воспользоваться другим механическим методом и удалить белый кристаллический налёт;
  • самое важное после данной процедуры, правильно собрать корпус с соблюдением всех зазоров и устранением повреждений. Герметичность должна в точности повторяться, как она было до разбора аккумуляторной батареи.

Новичкам выполнять способ запрещено.

Химический

Такой метод является более мягким для аккумуляторов. Применяются специальные химические вещества, вступающие в химическую реакцию с сульфатом свинца. Многие из всех веществ являются дорогими или малоэффективными.

Среди всех сильно выделяется «Трилон Б». Он содержит сложный химический состав, который позволяет сбалансировать налёт.
При выполнении работ с химическими веществами и аккумуляторными батареями, необходимо в обязательном порядке соблюдать все правила и технику безопасности при проведении любых мероприятий. Это обязательное условие для любого человека, будь он специалист или любитель.

Способ приготовления и применения химического вещества «Трилон Б»:

  • для создания раствора понадобится дистиллированная вода;
  • добавить в какую-то ёмкость 1,2 литра дистиллированной жидкости 1,5 литра нашатырного спирта, смешать с 60 граммами Трилона;
  • после этого необходимо удалить весь электролитический раствор из аккумулятора, тщательно промыть все банки при помощи дистиллированной жидкости;
  • добавить приготовленный раствор в каждую банку;
  • не закрывать банки, так как раствор может сильно шипеть, нагреваться и выпускать лишние газы при реакции с дистиллированной водой;
  • держать приготовленную смесь внутри устройства не больше одного часа, после этого слить всю смесь и обязательно промыть все банки при помощи дистиллированной воды;
  • залить новый электролит в аккумулятор, согласно нормам;
  • установить АКБ на зарядку, после закипания раствора, снять АКБ с зарядки и использовать дальше;
  • проверять на наличие сульфатации.

Данный способ подойдёт источникам питания, которые являются обслуживаемыми. При работе с необслуживаемой АКБ потребуется создание дополнительных отверстий для слива электролита. Заниматься этим рекомендуется профессионалам.

Воздействие электрическим зарядом

Данный способ как раз и предназначен для необслуживаемых аккумуляторных батарей. Называется он электрохимическим методом.

Десульфатация аккумулятора зарядным устройством

Устранить процесс сульфатации можно при помощи воздействия на аккумуляторную батарею зарядным устройством. Этот метод можно назвать одним из самых безопасных и не вредящих аккумулятору. Разделить способ можно ещё на два типа: десульфутация обычным ЗУ и десульфутация специальным ЗУ.

Для проведения мероприятий с обычным зарядным устройством необходимо, чтобы оно поддерживало режим ручной регулировки напряжения и силы тока.

  • отсоединить аккумулятор от всех источников энергии;
  • слить электролит со всех банок;
  • промыть при помощи дистиллированной жидкости;
  • настроить зарядное устройство на самое минимальное значение электрического тока;
  • подключить, соблюдая полярность;
  • процедура будет длиться достаточно долго, она может занять сутки;
  • во время процесса, необходимо всегда проверять, чтобы значение электрического тока не повышалось больше 0,5 Ампер;
  • после процедуры заливается электролит и снова заряжается АКБ, только уже в стандартной процедуре.

Ещё один из самых простых и эффективных методов борьбы с сульфатацией — это специальное зарядное устройство. Дорогие модели оснащены специальной функцией, которая уничтожает белый налёт. Единственный минус этого способа — его высокая стоимость. Из-за дорогих составляющих элементов и новой технологии, цена превосходит обычные ЗУ в 2 или даже в 3 раза.

Как сделать десульфатор для аккумулятора своими руками: схема и пошаговое руководство

Нейтрализовать сульфатацию можно при помощи десульфатора, который есть возможность приготовить самостоятельно в домашних условиях. Для этого понадобится некоторый набор инструментов и необходимых элементов, а также большое количество знаний в этой сфере. Важно соблюдать правила и технику безопасности при проведении любых работ.

Для сборки потребуется трансформатор, описанный выше, транзистор, вольтметр или амперметр и резистор. Берётся трансформатор ТС-180 и удаляются все вторичные обмотки. Вместо них необходимо сделать собственные обмотки при помощи двух миллиметрового проводка. Необходимо сделать 40 витков и соединить их последовательным методом. Применять можно практически любой транзистор, который обладает нужным током. Он должен расположиться на радиаторе, чтобы производить контроль за важными параметрами, нужно поставить стрелки или дисплей с обозначениями. Нужный резистор должен обладать значением не меньше 10 Ватт. Здесь можно применять фантазию и создать его, к примеру, из параллельных двухконтактников. Сборка можно производить навесным методом, она является самой целесообразной в отличие от других. Корпус создаётся самостоятельно, как угодно. Также можно приобрести готовый вариант. Важно, чтобы он имел хороший воздухообмен.

Советы по эксплуатации и сборке десульфатора

Проверять десульфатор рекомендуется для начала на вспомогательных устройствах. Если же позволяет уверенность, то можно попробовать на основном. Он подключается к АКБ и при этом нужно внимательно следить за значениями. При высокой температуре или перенапряжении немедленно отключать.

Собрать такое устройство сможет только хорошо подготовленный человек.
Если нет никаких навыков, а слово «резистор» является чем-то непонятным, то лучше не лезть в это дело, так как можно получить травму. При сборке рекомендуется установить вентилятор для охлаждения. Питание происходит от линии 12 Вольт. Процедура десульфутации сможет значительно продлить срок службы АКБ.