Двигатель автомобиля запускается при помощи силового мотора, который называется стартер. Но чтобы стартер запустился, ему требуется электроэнергия. Для этого существует аккумуляторная батарея, которая способна проводить электрический ток. Иногда происходит такое, что АКБ не запускается, в таком случае можно постараться его реанимировать.

Устройство и принцип работы АКБ

Аккумуляторная батарея покрыта слоем пропилена. Так как этот материал не проводит электрический ток, и его не разъедает от элементов кислоты. Вся батарея состоит из шести, соединённых между собой, аккумуляторов. Один аккумулятор соединяет плюсовые и минусовые электроды.

Для того чтобы устройство не изнашивалось, в сплав плюсовых электродов добавляется серебро или олово. Существует две разновидности аккумуляторных батарей:

  1. С жидким электролитическим раствором.
  2. С дополнительными добавками, электролитический раствор нежидкий.

Чаще всего используется первая разновидность. Принцип работы заключается в том, что электричество превращается в химическую реакцию. Когда случается разряд аккумуляторной батареи происходит всё наоборот.

В результате происходит снижение уровня кислоты и повышение уровня дистиллированной воды.

Чтобы аккумуляторная батарея не садилась слишком быстро и служила долго, в автомобиле установлен генератор. Он не даёт аккумулятору разряжаться, когда автомобиль заведён.

Если АКБ села, её необходимо зарядить с помощью специального зарядного устройства. Оно способно сбалансировать плотность электролита. Средняя продолжительность эксплуатации аккумуляторной батареи составляет более четырёх лет. Она может меняться в зависимости от правильного использования или хранения.

Параметры устройства:

  • энергетическая ёмкость. Измерение идёт в ампер-часах. Имеет прямую зависимость от тока, который отдаётся при разрядке;
  • напряжение аккумулятора составляет 12 Вольт;
  • обозначение прокрутки на холодную. Значит при каких наиболее низких температурах сможет запуститься автомобиль.

Какие аккумуляторы можно восстановить

Восстановлению подлежат не все батареи. Не получится реанимировать гелиевую и AGM разновидность батарей. Некоторые опытные специалисты пробуют вернуть к жизни такие виды, но они будут пригодны только для того, чтобы послушать музыку и всё.
Восстановить свинцово-кислотную аккумуляторную батарею можно, когда она практически потеряла ёмкость. То есть происходит быстрый заряд и такой же быстрый разряд. Если случилось короткое замыкание, то восстанавливать АКБ скорее всего не имеет смысла.

Единственный вариант если случилось осыпание пластин в небольшом количестве, тогда можно попробовать промыть дистиллированной жидкостью аккумуляторные банки и постараться избавиться от металлического мусора.

Если корпус аккумуляторной батареи лопнул, его можно попробовать запаять или склеить хорошим клеем.

Но это поможет ненадолго, так как при эксплуатации, во время движения автомобиля происходят различные скачки и удары. Это спровоцирует раскол шва и он начнёт увеличиваться всё больше. Из-за такой неисправности вытечет весь электролитический раствор и эта уже аккумулятор, который не проводит электрический ток.

Когда восстановление невозможно

В случае когда цвет электролитической жидкости изменился на любой тёмный, то скорее всего восстановлению такая аккумуляторная батарея не подлежит. Если она начала вздуваться, следует сразу же отправить такое устройство в утиль.

Случается такое, что металлические пластинки осыпались в электролитический раствор, что вызвало короткое замыкание одного из шести аккумуляторов.

Когда происходит КЗ восстановить аккумуляторную батарею уже практически невозможно, да и это не целесообразно.

Прежде чем начинать восстанавливать АКБ, требуется выяснить причину неисправности. Правильная эксплуатация и уход поможет избежать неприятных последствий. Восстановить старый и замёрзший аккумулятор тоже не получится.

Такие случаи происходят из-за долгой стоянки в холодное время года, а также если плотность электролитического раствора создана не по всем правилам, связанным с температурными условиями. Аккумулятор с обрывом также не подлежит жизни.

Возможные причины выхода аккумулятора из строя и способы их ремонта

Причин выхода из строя источника электропитания достаточно много. Для выяснения могут потребоваться дополнительные инструменты, которыми можно будет провести диагностику. Некоторые виды неисправностей видно невооружённым глазом.

В основном восстановить аккумуляторную батарею при большинстве неисправностей не получится или же получится, но не на долгий период времени. Подразделяются неисправности на две большие группы:

  • механические повреждения;
  • структурные повреждения.

Механические повреждения

Это такие повреждения, которые произошли вследствие естественного износа или физических повреждений. Некоторые повреждения возможно восстановить, но ненадолго, а некоторые уже не подлежат реанимации.

Повреждение корпуса случается из-за постоянных скачков, случающихся во время движения автомобиля. Трещина появляется в корпусе, из-за чего может вытекать электролит. Восстановить такой аккумулятор можно, но это будет недолговременным эффектом. Со временем шов разойдётся, и электролит вытечет наружу. Если нет электролита, то и не будет проводиться ток.
Повреждение клемм может произойти при физическом взаимодействии или когда происходит перенапряжение. Клеммы не смогут выдавать нужное количество напряжения и работать аккумуляторная батарея не сможет.

Структурные повреждения

Такие неисправности ещё более неприятные. Они могут испортить аккумулятор. Чтобы этого не допускать потребуется чаще проводить диагностику аккумуляторной батареи.

Как восстановить автомобильный аккумулятор: 4 проверенных метода

Для реанимирования источника питания существует 4 способа, которыми часто пользуются автовладельцы.

  • подзаряд малым током;
  • создание нового электролитического раствора;
  • неоднократная зарядка;
  • обратная зарядка.

Малый ток

Малым током возможно восстановить только кислотные АКБ. С гелевыми такой метод не проверялся и не рекомендуется этого делать. Инструкция и техника применения способа:

  • проводящий ток должен быть в 10 раз меньше энергетической ёмкости аккумуляторной батареи;
  • вернуть к жизни АКБ поможет неоднократный подзаряд;
  • ток обязан быть слабым;
  • понадобится зарядка и ИБП;
  • во время проведения работ необходимо делать небольшие и частые остановки. Выполнять подзарядку циклично;
  • самая первая зарядка выполняется на самом низком уровне тока. Далее сила тока постепенно повышается;
  • в конце концов аккумулятор должен перестать заряжаться;
  • такой метод постепенно увеличивает параметр плотности устройства;
  • примерно процедура выполняется за 8 шагов.

Новый электролит

Замена электролита хороший способ, если параметр плотности аккумуляторной батареи просел. Для создания понадобится концентрированная или разбавленная кислота, которая продаётся в технических магазинах, а также дистиллированная вода.
Использовать обычную воду крайне не рекомендуется, так как в ней содержаться ненужные элементы. Перед тем как производить замену необходимо изучить правила и технику безопасности. Выполнять работу необходимо в ненужной и защищённой одежде, перчатках и очках.

Найти хорошо проветриваемое место, чтобы не надышаться активными парами кислоты. Процедура замены электролита:

  1. Снять аккумулятор с автомобиля. Температура воздуха должна быть в районе 20 градусов. Поэтому если потребуется, отнести аккумулятор в нужное место.
  2. Слить старый электролит и хорошо промыть дистиллированной водой.
  3. При помощи таблиц плотности развести электролит для подходящей температуры в проживаемом регионе. Разводить нужно в ёмкости, которую не разъест кислота. Важно первым делом наливать в ёмкость дистиллированную воду, а уже потом кислоту. Вода, добавленная в кислоту вызовет активную реакцию и выплеснет наружу раствор.
  4. После того как раствор готов, необходимо провести замеры плотности при помощи ареометра.
  5. Далее дать отстояться смеси в течение двух часов.
  6. Залить новый электролит в аккумуляторную батарею поставить на зарядку до закипания.

Метод неоднократной подзарядки

Суть способа заключается в том, чтобы зарядное устройство питало восстановитель энергии постепенно. Эффект добывается благодаря изменению направления электролитического раствора от пластинок в пустое пространство. Такой способ подойдёт источникам питания у которых электролитический раствор в банках не сбалансирован. Не стоит забывать про перерывы между зарядками. Так источник питания успеет правильно распределить энергию.

Обратная зарядка

Такой способ зарядки является довольно рискованным и опасным. Подключение зарядного устройства идёт не как обычно минус к минусу, а минус к плюсу. Для этого понадобится наиболее мощный зарядник. Когда идёт такой процесс, электролитический раствор в банках начинает интенсивно кипеть.

Пугаться этого не нужно. Заряжать аккумуляторную батарею таким образом необходимо в течение 30 минут.

Далее требуется слить весь электролит и качественно промыть все банки при помощи дистиллированной воды. После того как новый электролит в источнике питания, его необходимо снова подключить к зарядке, но только уже с правильной полярностью.

Почему не стоит доводить аккумулятор до состояния глубокого разряда

Как реанимировать аккумулятор глубокого разряда. Это очень не любят свинцово-кислотные виды аккумуляторных батарей.

Восстановление АКБ после глубокой разрядки

Если аккумуляторная батарея ушла в глубокий разряд, вернуть к жизни её практически невозможно. Существует один метод, который можно попробовать, иногда он может вернуть к жизни АКБ. Необходимо поставить устройство на зарядку, но заряжать она должна малым током с определённой цикличностью. Когда напряжение достигнет 10,7-10,8 В, можно запитать батарею обычной силой тока.

Какие аккумуляторы не боятся глубокого разряда

Не боятся глубоко разряда современные новейшие АКБ. Они называются EFB. Такие батареи не подвержены глубокому разряду и имеют двойной ресурс, но цена у них высокая.

Реанимация необслуживаемой аккумуляторной батареи

Сейчас такая разновидность плотно набирает популярность. Необслуживаемым аккумулятором называется тот, который не требует зарядки и замены электролита. У него нет специальных крышек, которые могут открываться. Восстановить такой вид устройства непросто. Потребуется минимальный опыт работы с такими устройствами и знания.

Как из необслуживаемого аккумулятора сделать обслуживаемый

Производители делают аккумулятор необслуживаемым для того, чтобы он прожил свой срок и был заменён на новый. Но некоторые автовладельцы научились превращать такую аккумуляторную батарею в обслуживаемую.

Для того чтобы необслуживаемый аккумулятор сделать обслуживаемым, достаточно сделать аккуратные отверстия при помощи сверла в корпусе аккумулятора, где располагаются банки.

После того как электролит будет заменён необходимо закрыть банки. Для этого подойдёт тот же пластик что и с аккумулятора. Его необходимо запаять или же заклеить.

Как зарядить необслуживаемый автомобильный аккумулятор

Выставить на ЗУ напряжение не менее 13,8 и не более 14 В. Подключить к зарядке.

Проверка АКБ на замкнутость

Для проверки существует технический метод. Чтобы выполнить проверку понадобится мультиметр. Рабочее напряжение всех измеренных банок должно составлять не менее 13 В. Если после тестирования общее напряжение оказалось 11 В, то тогда наверняка заклинило одну из банок.

Ещё один способ, он называется визуальным. Во время зарядки происходит кипение всех банок. Если вдруг одна из банок не подаёт никаких знаков — это может означать КЗ.

Как реанимировать замкнутую банку

Инструкция, если произошло КЗ:

  • вытащить АКБ и открутить крышки;
  • слить из нерабочей банки электролит;
  • разрезать корпус на крышке неработоспособной банки;
  • отцепить перемычки и промыть все пластинки;
  • провести осмотр на поиск КЗ, при обнаружении устранить неисправность;
  • провести обратную процедуру, припаять всё как было;
  • залить новый раствор;
  • заклеить или запаять крышку;
  • установить АКБ заряжаться.

Советы по уходу за автомобильными аккумуляторами

Придерживаясь правил и советов по уходу за АКБ, можно продлить срок их жизни чуть ли не в 1,5 раза.

  1. Если источник питания слишком сильно загрязнился, его нужно промыть и очистить.
  2. Не оставлять восстановитель энергии на сильном морозе в течение продолжительного времени.
  3. Запрещается оставлять устройство на зарядке слишком долго. После того как электролит немного покипел, необходимо отключить зарядное устройство от электросети.
  4. Следить за плотность электролита при помощи ареометра. Проверять его примерно раз в полгода, а лучше чаще.
  5. Следить за правильной работой генератора. Если он не будет работать, аккумуляторная батарея быстро выйдет из строя.
  6. При возникновении процесса сульфатации необходимо немедленно избавиться от него.
  7. Следить за цветом электролита. Если он бесцветный, то всё в порядке, но если цвет изменился на любой другой, то аккумулятор требует замены.