Жизнь самурая – это подготовка к его смерти, так гласит кодекс настоящего самурая бусидо. Смерть от клинка противника или ритуальное самоубийство с применением сеппуку, считалось в Японии почётной. Ритуальное самоубийство проводилось с помощью ножа кусунгобу. Самурай это делал без страха смерти, но с достоинством и честью.

История и описание кусунгобу

Япония всегда считалась страной, в которой для каждой сферы жизни создавались свои законы и обычаи. Они регламентируют правила поведения человека. Прародителем кусунгобу является клинок танто. Боевой нож самураев использовался для ритуального самоубийства на поле боя.

Сеппуку для самурая являлось последним оправданием перед небом и людьми. Этот обряд доказывал внутреннюю правоту и мужество перед лицом боли и смерти. Инструментом для самоубийства стал специальный инструмент кусунгобу.
Он не имел цубы, аналога европейской гарды. Его размеры составляли примерно 29-30 см в длину. Нож имел тонкое острие, чтобы произвести сильный и резкий удар, для вспарывания живота. Заточку клинок имел одностороннюю, а само лезвие с небольшим изгибом.

Символом смерти в Японии считается белый цвет. В соответствии с этой традицией ножны выполнялись в светлых тонах.

Но иногда признанные мастера отступали от этого правила и выполняли токонама (футляр для ножа) из тёмных пород деревьев.

Рукоять изделия имеет прямое крепление к хвостовику. Применялся метод всадного монтажа с дополнительной заклёпкой. Нож кусунгобу создавался специально для ритуала сеппуку. Для выполнения его в соответствии со всеми нормами кодекса бусидо.

Процесс должен был выглядеть красиво и эффективно. Уходя из жизни таким образом, самурай рисковал всадить нож глубже, чем следует. Но длина кинжала была чётко рассчитана, чтобы не достать до позвоночника. Иначе блестящий уход мог превратиться в падение.

Как проходило самоубийство

Человек и дерево
Образное представление сеппуку.

Следует тщательнее разобрать, что такое сеппуку и харакири. Описание процесса приводится во многих японских средневековых текстах. Самое главное, необходимо разрезать живот дважды. Вначале по горизонтали, начиная от левого бока и заканчивая возле правого.

А следом идут движения от диафрагмы до самого пупка. По прошествии какого-то времени, такой способ стали применять и для смертной казни. Для этого был свой ритуал. Он заключался, что помощник в определённый момент срубал голову самураю.

В обезглавливании обычным способом и по сеппуку была большая юридическая разница. Потерять голову через ритуал сеппуку, мог только привилегированные особы. Обычным людям просто срубали голову.

Идеология сеппуку

Сеппуку и харакири имели важное идеологическое значение. Первый вариант имел полное соответствие догмам буддизма. Это было подтверждением бренности и сущности земного бытия. И подтверждением непостоянства всего, что происходит в жизни.

Буддийская философия определяет центр жизни, как раз в животе. Считалось что именно в этом месте находится усредренённое положение, которое способствует гармоничному развитию человека. Разрезание живота методом сеппуку доказывало чистоту помыслов и устремлений.

Проведение ритуала производилось следующим образом:

  • воин находится в торжественной обстановке и в специальных одеяниях, он располагается в определённой позе;
  • готовое ритуальное оружие находится рядом, самураю подают его любимое блюдо;
  • снимается одежда, чтобы оголить живот;
  • если во время процесса самурай терял самообладание, это считалось большим позором. Важно было самураю оставаться спокойным. Чтобы выполнить весь ритуал, как можно более красивым;
  • со временем был введён ещё один человек в процесс – кайсякунин. Это был помощник самурая, который отрубал ему голову и этим помогал избежать позора;
  • живот следовало разрезать слева направо и от груди до пупка. Также практиковалось разрезание крест-накрест;
  • после вспарывания живота помощник срубал голову самураю. Это необходимо было выполнить так, чтобы голова оставалась висеть на кусочке кожи;
  • далее кайсяку протирал нож и убирал его в ножны. Голову демонстрировали собравшимся людям, а тело укрывали белой тканью.

Кто совершил сеппуку

Этот смертельный ритуал проводило немало известных людей Японии. Незадолго до поражения во Второй мировой войне, Корэтика Анами был назначен генералом императорской армии. А на следующий день после подписания капитуляции он совершил ритуальное самоубийство.

Несмотря на 20 век на дворе, традиции существуют и сегодня.

Ещё один известный случай произошёл в давние времена. В 16 столетии военный политический деятель страны Ода Нобунага, прибегнул к самоубийству после того, как посвятил всю свою жизнь объединению страны.

Проиграв в решающем сражении в 1582 году, он был вынужден произвести ритуал в присутствии свиты и нескольких приближённых. Сегодня его считают самым выдающимся самураем в японской истории.

Вы интересуетесь японской культурой и историей?
ДаНет

Харакири и сеппуку в чем отличие

Сеппуку является древним японским самурайским ритуалом самоубийства. Которое совершалось согласно определённым правилам. Сеппуку делали в том случае, если самурай был обесчестен или допустил гибель хозяина. Либо по приговору.

Таким образом показывалась храбрость и верность своему сюзерену. А также пренебрежение смертью. Слово харакири используется японцами в разговорной речи. Оба термина обозначаются одними и теми же иероглифами, только поменянными местами.
Если сеппуку подразумевало использование чётких правил, то харакири обозначает простое самоубийство. Ритуалов при этом никаких не производилось, простое вспарывание живота. Харакири выполняли простолюдины, а самураи делали сеппуку.

Кайкэн – женский вариант кусунгобу

Ритуальное самоубийство проводили и женщины Японии. Вспарывать живот им не приходилось. Они ножом вскрывали вены на шее или вонзали клинок в сердце. Кайкэн преподносил в дар своей супруге жених. В случае насильного замужества, клинок могла подарить мать невесты. Если дочь хотела уйти из жизни до замужества.

Ритуальные самоубийства в современной Японии

В японской культуре довольно важно всегда сохранять своё доброе имя, лицо, честь и достоинство. Ритуал сеппуку японцы воспринимают, как спасение от бед, способ сохранения своего доброго имени. Религиозные догмы осуждают самоубийство.

Самоубийство в буддизме

Такой способ уйти из жизни, считается обдуманным и взвешенным поступком. Таким образом, удаётся с достоинством смыть позор и отбелить своё имя.

Самоубийство в христианстве

В христианстве такие методы считаются бегством от проблем и не одобряются.

Раньше ритуал считался привилегией знати, но постепенно он вошёл и как харакири. Его стали использовать кроме знати и простые люди. На сегодняшний день, ритуал также существует. В век информационных технологий и новаций всё таки случаются случаи сеппуку.

Конечно, не так часто, как в Средневековье, но случаи имеют место быть. Ритуал выполняется в соответствии с традициями, дошедшими до наших дней. Простому человеку, порой очень сложно понять культуру японцев, стоит им задавать вопрос на сколь сегодня это эстетично.