Многие современные клинки предназначаются не только для обычного реза предметов и продуктов. Они становятся настоящими помощниками в быту. Авиационный нож времён СССР обогнал своих соплеменников в плане универсальности и применения. Нож летчика ВВС СССР стал действительно полезным предметом в бою и быту солдата.

История ножа

Авиационный нож складного типа является одной из легенд отечественной ножевой промышленности. Первые версии этого изделия были разработаны в во второй половине 50-х годов прошлого столетия. Этот факт имеет вполне реальное документальное подтверждение.

Дальнейшие разработки проводились уже в 66-67 годах. Такие изделия выпускались маленькими партиями и были на контроле военной приёмки. Авиационный нож отличался высокой надёжностью и отменным качеством.

Есть определённые догадки, что клинки из этой серии выпускали на различных предприятиях. ВВС Советского Союза было практически самостоятельным хозяйственным субъектом. Соответственно сами заказы на такие ножи могли исходить из нескольких источников.
В некоторых случаях авиационный нож мог входить в состав специальных аварийных укладок. Это могли быть штатные полости в катапультируемых креслах или в других наборах. Также изделие могли размещать непосредственно в лётных комбинезонах.

Существует вполне достоверная информация, что партия этих ножей была доставлена на московский завод «Вымпел». А он как раз в свою очередь занимался изготовлением лётных комбинезонов. Это даёт повод решить, что клинки были частью экипировки лётчика.

Также следует учитывать, что ножи являлись предметом строгой отчётности. Вывести изделие за пределы ВВС было очень сложно.

По своей сути, авиационный нож был практически аналогом шведского «Fällkniven F1». Только изделие было складным.

И оно имело расширенную функциональность за счёт специальной отвёртки, крюка и пилы. Авиационный нож складного типа имел замок «бэклок». Изделие имело основное лезвие и вспомогательное. На втором находилась специальная пила.

С помощью которой можно было распилить дюраль или плексиглас. Также нож имел дополнительные элементы в виде отвёртки и небольшого крюка. Рукоять состояла из текстолитовых накладок. Следует заметить, что таких ножей было очень небольшое количество.

И многие фотографии в сети интернет, которые можно найти, не всегда соответствуют действительности. Очень часто на снимках можно встретить новоделы, которые выдают за оригинальные изделия. В качестве производителей можно встретить несколько предприятий.

Среди них: Ворсменский завод складных ножей, МедТех и САРО. Но в какие годы они производили клинки сказать очень сложно. В довольно тяжёлые 90-е года прошлого столетия, чтобы как-то выжить, многие предприятия стали продавать свои изделия.

Но отсутствие военной приёмки сильно сказалось на качестве изделий. Для их производства стали применять различные материалы, которые сильно отличались от первоначальных задумок. Уже чуть позже авиационный нож был замечен различными ножевыми компаниями.
Его стали производить очень многие. Так например, компания НОКС, выпускала такой клинок. Автором которого являлся господин И.А. Скрылёв. В описании изделия на сайте сказано, что изделие является двухпредметным. И что это копия Советского авиационного ножа.

Который входил в состав вооружения ВВС СССР. Также сегодня можно встретить изделия с увеличенным количеством инструментов. Компания САРО выпускала ножи очень близко похожие на оригиналы. Названия клинки имели самое разное.

Но слово «авиационный» присутствовало практически везде. Некоторые ножи от компании САРО немного упростили. Он потерял свои функции мультитула. И вместо довольно сложного в производстве замка «бэк-лок», у изделия появился менее капризный «лайнер-лок».

Такую упрощённую модель решили назвать – Авиационный Single. Такой клинок вполне доступен для обычного обывателя. Он может иметь различные стали на клинке и материал рукояти тоже может быть различным.

Характеристики изделия

Говорят, что авиационный нож может пробить с одного удара фюзеляж самолёта. А при необходимости клинок может стать отличным помощником в быту бойца. Изделие имеет следующие характеристики:

  • длина всего прибора, мм – 205;
  • длина лезвия, мм – 85;
  • ширина клинка (макс.), мм – 15;
  • толщина обуха, мм – 2,8;
  • длина рукояти, мм – 120;
  • ширина рукояти, мм – 20;
  • толщина рукояти, мм – 20;
  • материал рукояти – текстолит;
  • отделка клинка – полировка.

Поскольку настоящий авиационный нож используется военными людьми, к нему предъявляются особые повышенные требования. Реальное изделие имеет высокую прочность и широкую функциональность. Клинок имеет форму по типу дроп-поинт.

Что позволяет использовать не только основную сторону лезвия, но и само остриё. Дополнительный клинок имеет хорошую и надёжную пилу. Которая оканчивается стропорезом и отвёрткой. Она вполне может помочь напилить веток, спокойно перережет стропы парашюта.
А при необходимости ею можно распилить обшивку самолёта. Ножны для такого клинка никогда не выпускались. На нижней части рукояти у самого навершия, имеется специальная металлическая петля. Она специально предназначена для фиксации на карабине.

В настоящее время такой клинок можно приобрести в различных местах продажи ножей. Его конструкция не относится к холодному оружию. Изделие очень часто покупают рыбаки, охотники и обычные туристы. На базе этого клинка, было сделано много подобных ножей.

Применение

Авиационный нож является частью экипировки лётчика. Его включали в специальный аварийный запас. Изделие действительно можно применить для самых разных манипуляций. Среди них можно выделить следующие моменты:

  • с ножом вполне можно соорудить временное жилище;
  • изделие может пригодиться для добычи и приготовления пищи;
  • при нападении животных или людей, клинок пригодится для защиты;
  • с помощью ножа можно настрогать веток и развести костёр;
  • изделие поможет при ремонте одежды;
  • клинок поможет соорудить кол и другой инструмент из древесины.

Вы любите летать самолётами?
Очень!Не моё...

Авиационный нож ВВС СССР

Авиационный нож ВВС СССР имеет очень не однозначную историю появления. Изделие поступило на вооружение в период войны в Афганистане. Клинок выдавался лётному составу. И его включали в аварийный запас.

Некоторым военным нож вручали отдельно на вещевом складе как принадлежность к лётной форме. Авиационный нож носили в специальном кармане комбинезона. При необходимости изделие можно было открывать одной рукой.
Однорукое открывание подразумевало следующее. За специальную скобу на конце рукояти привязывалась верёвка и затем она наматывалась на нож. Далее следовало резко бросить клинок и при остановке лезвие должно было выскользнуть из рукояти.

Так у вас в руках появлялось раскрытое изделие. Авиационный нож являлся двухпредметным. Изделие имело основное лезвие и дополнительное. На втором была сделана специальная пила. Она была двухрядная и на конце имелась плоскость в виде отвёртки.

Такая специальная пила могла спокойно разрезать стропы парашюта. А при необходимости ею можно было резать дюралевую обшивку самолёта. Нож специально разрабатывался для таких целей. И конечно, он проходил все необходимые испытания.

Есть люди, которые утверждают, что авиационный нож является копией немецкого охотничьего ножа 40-х годов прошлого столетия. И действительно, присутствует определённая схожесть. У немецкого изделия имелось также два клинка.

На одном из которых присутствовала пила. А вот накладки на рукоять делали из рога животного. Авиационный нож имеет накладки из бакелита. Но такое производство было несомненно дешевле. Может сложиться мнение, что изобретать военный клинок не пришлось с нуля.

Просто взяли старую разработку, немного её усовершенствовали, и получили авиационный нож. Но это довольно спорное утверждение. Но любое мнение имеет полное право на жизнь.

Складной нож летчика

Авиационный нож ВВС СССР был сконструирован в 1983 году. Он предназначался для снабжения лётчиков воздушно-военных сил. И являлся элементом лётного снаряжения. Для обычного обывателя такой клинок был недоступен.

По этой причине изделие пользовалось большой популярностью среди военнослужащих и конечно же гражданских лиц. Серийное производство ножа было завершено в 1991 году. Клинок имел в своей конструкции специальный замок защёлку типа «бэк-лок».
Второй комбинированный предмет имел двухрядную пилу. Ею можно было резать дюралевую обшивку самолёта. На конце клинка была расположена отвёртка. Её можно было использовать по прямому назначению и для подтягивания различной шнуровки.

Клинок ножа всегда был очень остро заточен. В отделке применяли латунь и древесину ореха. Изделия выходили в свет ограниченными тиражами. К холодному оружию нож не относился. По своей конструкции и типу он являлся хозяйственно-бытовым предметом.

Но авиационный нож стоял на строгом учёте среди военных. Просто так получить изделие гражданскому лицу было очень сложно. Нож имел следующие характеристики:

  • общая длина – 210 мм;
  • длина клинка – 90 мм;
  • наибольшая ширина клинка – 16 мм;
  • толщина обуха – 2,8 мм;
  • длина рукояти – 119 мм;
  • толщина рукояти (в средней части) – 12 мм;
  • ширина рукояти (в средней части) – 20 мм;
  • твердость клинка – HRC 56-58 мм;
  • материал ножа – сталь 65Х13 мм.

Заключение

Хочется заметить, что оригинальный авиационный нож был действительно хорошего качества из достойных материалов. Сегодня встретить такой клинок можно лишь в коллекциях. А в магазинах продаются вполне неплохие реплики оригинального клинка. Которые также вполне могут удовлетворить ваши потребности.