Рельсы укладывают на деревянные шпалы из дерева или бетона, тем самым они образуют транспортный путь для различных видов техники. Такие изделия строго регламентируются госстандартами. Но ещё из рельс делают клинки. Нож из рельсы получается довольно неплохим. Но как его сделать будем разбираться дальше.
Наиболее распространенные виды рельсов
Сегодня подобный металлопрокат имеет широкое распространение. Его существует множество разновидностей. Самыми востребованными вариантами считаются:
Классификация железнодорожного металлопроката
Железнодорожные пути имеются практически по всему земному шару. В России все этапы изготовления строго регламентируются ГОСТом. В нём можно найти разновидности рельс и их классификацию. Прокат для ЖД путей бывает следующего типа: Р50, Р65, Р65К, Р75 и Р43.
Цифры в названиях соответствуют весу изделия на 1 метр. А буква «К» обозначает, что рельс применим для наружных частей искривлённых путей. По качественным категория рельсы могут быть:
- А – устойчивые к высоким нагрузкам;
- В – высшего качества;
- ДТ350 – с дифференцированной закалкой головки;
- Т1 – термоупрочнённые;
- ОТ350 – объёмно термоупрочнённые;
- НТ260 – обыкновенные нетермоупрочнённые.
Рельсы подразделяются по виду применяемой стали. Она может быть:
- К – конверторная;
- Э – электросталь. Наиболее качественная;
- М – мартеновская. Использовалась в позапрошлом веке.
Также требуется обеспечить дифференцированную закалку и прочие виды обработки металла. Точность производства и его сложность объясняется тем, что по железнодорожным путям регулярно проходят высоконагруженные составы.
При изготовлении также обязательно следует учитывать погодные условия, где будет применяться продукция. От этого зависит высота рельса и прочие габариты изделия. Применение некачественного полотна может привести к серьёзной аварии или катастрофе.
Крановые рельсы
Их применяют в строительстве, промышленности и при добыче полезных ископаемых. Они востребованы при строительстве путей для подъёмных кранов. В обозначении данного продукта цифра показывает ширину верхней части в миллиметрах.
Наиболее распространённой маркировкой можно назвать значения: КР70, КР80, КР100, КР120 и КР 140. Такой рельс производится в соответствии с ГОСТом 4121-96, 53866-2010. Сегодня такие изделия делают в длину 11 метров.
Но при необходимости можно заказать рельс нестандартной длины. Высота и ширина головки рельса может отличаться от стандартных типов. На таких рельсах не имеются отверстия под болты. Делают из высокоуглеродистой стали.
Магистральные рельсы
Узкоколейные и рудничные
Такие рельсы очень активно применяют на фабриках и заводах в технологических процессах производства. Также они иногда применяются на железнодорожных станциях. Маркировка у таких изделий бывает следующая: Р38, Р33, Р24, Р18, Р11 и Р8.
Такой прокат применяется в труднодоступных местах. Такие рельсы незаменимы при добыче полезных ископаемых. По ним могут перемещаться вагонетки с породой, людьми или продуктами питания.
Перевозка и хранение рельсов
Перевозка рельс осуществляется всеми видами транспорта. Она происходит в соответствии с требованиями установленными законодательством. Правила погрузки есть в технических условиях «погрузки и крепления грузов».
При выборе метода перевозки учитываются расстояние, ширина и высота железнодорожных рельсов. Нельзя допускать повреждение продукции при погрузке и транспортировке изделий.
Также не должно быть сильных ударов и падения изделий с высоты превышающей 1 метр. Иначе рельсы придётся отправить на переплавку, как брак. Хранится готовая продукция на специальных площадках, на которых исключено повреждение изделий.
Химический состав рельсовой стали
А во вторую входят сплавы с раскислителем на основе алюминия. Второй тип считается более предпочтительным. Химический состав рельсы полностью регламентируется государственным стандартом. Согласно ему, кроме железа должны присутствовать и другие элементы:
- углерод – 0,71-0,82 %;
- марганец – 0,25-1,05 %;
- кремний – 0,18-0,40 %;
- ванадий – 0,08-0,012 %;
- азот – 0,03-0,07 %;
- фосфор – до 0,035%;
- сера – до 0,045 %.
Чем меньше содержится вредных примесей в виде фосфора и серы, тем лучше считается сталь. Такая марка более предпочтительна для изготовления рельс. Её используют на более ответственных участках железнодорожного пути.
Механические свойства
Рельсовая сталь имеет умеренную пластичность. Относительное сужение для неё равняется 25%. Это позволяет прокатывать рельс горячим способом. Но предварительно заготовку нагревают до 900-1000 градусов.
Делаем нож из рельсы своими руками
Сегодня расскажем, как сделать нож из рельсы. В данном случае ковка изделия применяться не будет.
Но мы закалять клинок не будем. Так как он хорошо термически обработан на заводе. Для изготовления клинка понадобится в основном электрический инструмент. Напильники в данном случае будут бесполезны.
Материалы и инструменты
В принципе материалы и инструменты не сильно отличаются от обычного процесса изготовления клинка. В данном случае придётся много работать с электроинструментом по части резки. Приготовить необходимо следующее:
Необходимые материалы:
- кусок рельсы;
- текстолит или G10 для рукояти;
- декоративные штифты или стержни;
- эпоксидный клей и верёвка.
Необходимые инструменты:
- галтовочная машина;
- сверлильный станок со специальным победитовым сверлом;
- болгарка с отрезным кругом и шлифовальной насадкой;
- ленточная шлифовальная машина;
- бумага, маркер, карандаш и ножницы.
Первичный профиль
Затем вырезаем из бумаги шаблон будущего ножа. И прикладываем его на стальную заготовку. Теперь опять с помощью болгарки вырезаем из металла профиль будущего клинка. Также перегревать сталь нельзя. Постоянно смачиваем заготовку водой.
Доработка профиля и формирование скосов
Опять же во время работы следим за температурой заготовки. Постоянно охлаждайте её водой. В результате получится довольно прочное лезвие с высокой твёрдостью.
Делаем отверстия
На хвостовике нужно насверлить отверстия под штифты для рукояти. Но тут следует учитывать высокую твёрдость заготовки. Чтобы справиться с этой задачей, следует воспользоваться сверлом с победитовым наконечником. Сверлильный станок в данном случае будет очень полезен.
Работы по рукояти
Накладки для рукояти лучше всего сделать из прочного материала G10, микарты или текстолита. Преимущество данных материалов заключается в том, что они не боятся влаги. Это очень полезное свойство для будущей ручки.
Нужно брусок из материала разделить строго пополам. Затем в соответствии с хвостовиком нужно сделать отверстия в них. Лишний материал следует убрать и подогнать ручку до необходимых размеров.
Обработка стали
При желании сталь можно протравить в хлорном железе. В результате чего она станет тёмной. Хотя сталь от рельса довольно устойчиво себя ведёт по отношению к воде. Но тут дело вкуса. Клинок травится в хлорном железе и в результате получается красивое изделие.
Сборка рукояти
Финишные работы
В самом конце можно сделать отличный шнурок на рукоять. Нужно в хвостовике просверлить отверстие. Шнур на ноже поможет безопасно носить клинок и не потерять его. Также такой аксессуар будет очень хорошо смотреться на ноже.
Какие ножи получаются из рельсовой стали
Среди людей бытует мнение, что рельсовая сталь очень хороша для изготовления ножей. Но так ли это, разберёмся дальше. Для начала следует понять, какая сталь используется для изготовления рельс. Действительно, такой сплав, несомненно лучше чем обычные марки.
Из которых делают арматуру, трубы, уголки и прочие детали. Следует учитывать, что рельса ежедневно подвергается высоким нагрузкам. Но ним перемещается очень много различных железнодорожных составов. Которые могу весить тысячи тонн.