Рельсы укладывают на деревянные шпалы из дерева или бетона, тем самым они образуют транспортный путь для различных видов техники. Такие изделия строго регламентируются госстандартами. Но ещё из рельс делают клинки. Нож из рельсы получается довольно неплохим. Но как его сделать будем разбираться дальше.

Наиболее распространенные виды рельсов

Сегодня подобный металлопрокат имеет широкое распространение. Его существует множество разновидностей. Самыми востребованными вариантами считаются:

Классификация железнодорожного металлопроката

Железнодорожные пути имеются практически по всему земному шару. В России все этапы изготовления строго регламентируются ГОСТом. В нём можно найти разновидности рельс и их классификацию. Прокат для ЖД путей бывает следующего типа: Р50, Р65, Р65К, Р75 и Р43.

Цифры в названиях соответствуют весу изделия на 1 метр. А буква «К» обозначает, что рельс применим для наружных частей искривлённых путей. По качественным категория рельсы могут быть:

  • А – устойчивые к высоким нагрузкам;
  • В – высшего качества;
  • ДТ350 – с дифференцированной закалкой головки;
  • Т1 – термоупрочнённые;
  • ОТ350 – объёмно термоупрочнённые;
  • НТ260 – обыкновенные нетермоупрочнённые.

Рельсы подразделяются по виду применяемой стали. Она может быть:

  • К – конверторная;
  • Э – электросталь. Наиболее качественная;
  • М – мартеновская. Использовалась в позапрошлом веке.

Также современный рельс может иметь болтовые отверстия. А может быть без них. Сегодня выпускается продукция для любых целей и в различных вариантах. Ассортимент российской продукции позволяет строить пути всевозможных размеров и различного назначения.
Рельсы считаются высокотехнологичными изделиями. Их производят на очень современном оборудовании. Это обеспечивает высокую прочность продукции и увеличивает её строк службы. Для производства рельс применяют сорта стали с точным содержанием легирующих элементов.

Также требуется обеспечить дифференцированную закалку и прочие виды обработки металла. Точность производства и его сложность объясняется тем, что по железнодорожным путям регулярно проходят высоконагруженные составы.

При изготовлении также обязательно следует учитывать погодные условия, где будет применяться продукция. От этого зависит высота рельса и прочие габариты изделия. Применение некачественного полотна может привести к серьёзной аварии или катастрофе.

Крановые рельсы

Их применяют в строительстве, промышленности и при добыче полезных ископаемых. Они востребованы при строительстве путей для подъёмных кранов. В обозначении данного продукта цифра показывает ширину верхней части в миллиметрах.

Наиболее распространённой маркировкой можно назвать значения: КР70, КР80, КР100, КР120 и КР 140. Такой рельс производится в соответствии с ГОСТом 4121-96, 53866-2010. Сегодня такие изделия делают в длину 11 метров.

Но при необходимости можно заказать рельс нестандартной длины. Высота и ширина головки рельса может отличаться от стандартных типов. На таких рельсах не имеются отверстия под болты. Делают из высокоуглеродистой стали.

Магистральные рельсы

Самыми распространёнными рельсами такого типа являются изделия с маркировкой Р50 и Р65. Их используют для прокладки железнодорожных путей и стрелочных переводов. Такое изделие должно выдерживать очень большие нагрузки.
Этот вид металлопроката прошёл большой путь развития. Вначале такие рельсы были чугунными и даже деревянными с железной полосой. Теперь же это изделие делают из качественных марок стали. Сегодня он соответствует всем установленным требованиям.

Узкоколейные и рудничные

Такие рельсы очень активно применяют на фабриках и заводах в технологических процессах производства. Также они иногда применяются на железнодорожных станциях. Маркировка у таких изделий бывает следующая: Р38, Р33, Р24, Р18, Р11 и Р8.

Такой прокат применяется в труднодоступных местах. Такие рельсы незаменимы при добыче полезных ископаемых. По ним могут перемещаться вагонетки с породой, людьми или продуктами питания.

Перевозка и хранение рельсов

Перевозка рельс осуществляется всеми видами транспорта. Она происходит в соответствии с требованиями установленными законодательством. Правила погрузки есть в технических условиях «погрузки и крепления грузов».

Весь прокат должен иметь сопроводительные документы. Их оформляют в соответствии с установленными требованиями.

При выборе метода перевозки учитываются расстояние, ширина и высота железнодорожных рельсов. Нельзя допускать повреждение продукции при погрузке и транспортировке изделий.

Также не должно быть сильных ударов и падения изделий с высоты превышающей 1 метр. Иначе рельсы придётся отправить на переплавку, как брак. Хранится готовая продукция на специальных площадках, на которых исключено повреждение изделий.

Химический состав рельсовой стали

Рельсовая сталь – это группа сталей, которые объединяет общий способ применения. Они предназначаются для изготовления рельсовых путей сообщения железнодорожного транспорта. Основу фазовой структуры сплава составляет мелко игольчатый перелит.
Для выплавки стали применяются дуговые сталеплавильные печи или конверторные установки. Рельсовые марки стали могут быть 2 типов в зависимости от применяемых раскислителей. Первая группа содержит сталь, которую раскисляют ферромарганцем или ферросилицием.

А во вторую входят сплавы с раскислителем на основе алюминия. Второй тип считается более предпочтительным. Химический состав рельсы полностью регламентируется государственным стандартом. Согласно ему, кроме железа должны присутствовать и другие элементы:

  • углерод – 0,71-0,82 %;
  • марганец – 0,25-1,05 %;
  • кремний – 0,18-0,40 %;
  • ванадий – 0,08-0,012 %;
  • азот – 0,03-0,07 %;
  • фосфор – до 0,035%;
  • сера – до 0,045 %.

Чем меньше содержится вредных примесей в виде фосфора и серы, тем лучше считается сталь. Такая марка более предпочтительна для изготовления рельс. Её используют на более ответственных участках железнодорожного пути.

Механические свойства

Рельсовая марка стали отличается повышенной стойкостью к циклическим нагрузкам. Предел прочности изделия колеблется в пределах от 800 до 1000 МПа. Деформация допустима при 600-700 МПа. Но эти показатели напрямую зависят от легирования стали.
Рельсовый сплав прекрасно справляется с ударными нагрузками. Значение ударной вязкости составляет 2,5 к/см2. Твёрдость металла зависит от качества проведения термической обработки. Правильная закалка может увеличить этот параметр до 60 HRC.

Рельсовая сталь имеет умеренную пластичность. Относительное сужение для неё равняется 25%. Это позволяет прокатывать рельс горячим способом. Но предварительно заготовку нагревают до 900-1000 градусов.

Делаем нож из рельсы своими руками

Сегодня расскажем, как сделать нож из рельсы. В данном случае ковка изделия применяться не будет.

НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХОЛОДНЫМ ОРИЖИЕМ!
В статье идет речь об изготовлении хозяйственно-бытового предмета. Представленный пример изделия не является холодным оружием по всем критериям. Статья не содержит материалы подходящие под часть 7 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ. На ресурсе нет информации распространение которой в Российской Федерации запрещено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101.
В качестве материала будем использовать железнодорожный рельс. После закалки такая сталь может достигать высоких значений по твёрдости.
— НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХОЛОДНЫМ ОРИЖИЕМ! В статье идет речь об изготовлении хозяйственно-бытового предмета. Представленный пример изделия не является холодным оружием по всем критериям. Статья не содержит материалы подходящие под часть 7 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ. На ресурсе нет информации распространение которой в Российской Федерации запрещено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101.

Но мы закалять клинок не будем. Так как он хорошо термически обработан на заводе. Для изготовления клинка понадобится в основном электрический инструмент. Напильники в данном случае будут бесполезны.

Материалы и инструменты

В принципе материалы и инструменты не сильно отличаются от обычного процесса изготовления клинка. В данном случае придётся много работать с электроинструментом по части резки. Приготовить необходимо следующее:

Необходимые материалы:

  • кусок рельсы;
  • текстолит или G10 для рукояти;
  • декоративные штифты или стержни;
  • эпоксидный клей и верёвка.

Необходимые инструменты:

  • галтовочная машина;
  • сверлильный станок со специальным победитовым сверлом;
  • болгарка с отрезным кругом и шлифовальной насадкой;
  • ленточная шлифовальная машина;
  • бумага, маркер, карандаш и ножницы.

Первичный профиль

В самом начале предстоит довольно сложная работа. Тут потребуется болгарка с отрезным кругом. Нужно от рельсы отпилить полосу стали. Также можно воспользоваться отрезным станком по металлу. Но он может найтись не у каждого.
Во время работы внимательно следите за температурой заготовки. Перегревать её нельзя, постоянно поливайте деталь водой. Получив необходимый кусок стали, его следует обработать до гладкого и ровного состояния.

Затем вырезаем из бумаги шаблон будущего ножа. И прикладываем его на стальную заготовку. Теперь опять с помощью болгарки вырезаем из металла профиль будущего клинка. Также перегревать сталь нельзя. Постоянно смачиваем заготовку водой.

Доработка профиля и формирование скосов

После выреза профиля клинка, его следует обработать на ленточной шлифовальной машине. В труднодоступных местах можно воспользоваться бормашиной. Напильники тут нам не помогут. Сталь имеет заводскую закалку.
Дальше следует разметить клинок с помощью маркера. Это необходимо для формирования скосов. Их необходимо обозначить точно и главное симметрично. Затем на ленточной шлифовальной машине следует убрать лишний металл.

Опять же во время работы следим за температурой заготовки. Постоянно охлаждайте её водой. В результате получится довольно прочное лезвие с высокой твёрдостью.

Делаем отверстия

На хвостовике нужно насверлить отверстия под штифты для рукояти. Но тут следует учитывать высокую твёрдость заготовки. Чтобы справиться с этой задачей, следует воспользоваться сверлом с победитовым наконечником. Сверлильный станок в данном случае будет очень полезен.

Работы по рукояти

Накладки для рукояти лучше всего сделать из прочного материала G10, микарты или текстолита. Преимущество данных материалов заключается в том, что они не боятся влаги. Это очень полезное свойство для будущей ручки.

Нужно брусок из материала разделить строго пополам. Затем в соответствии с хвостовиком нужно сделать отверстия в них. Лишний материал следует убрать и подогнать ручку до необходимых размеров.

Обработка стали

При желании сталь можно протравить в хлорном железе. В результате чего она станет тёмной. Хотя сталь от рельса довольно устойчиво себя ведёт по отношению к воде. Но тут дело вкуса. Клинок травится в хлорном железе и в результате получается красивое изделие.

Сборка рукояти

Для установки накладок на рукоять необходимо воспользоваться эпоксидным клеем. В качестве штифтов можно использовать шпильки. Также можно взять медную или латунную проволоку и вырезать из неё кусочки.
Они также прекрасно подойдут в роли штифтов. После того, как рукоять будет собрана и клей высохнет, нужно ручку довести до необходимых размеров. Тут можно воспользоваться ленточной шлифовальной машиной или бормашиной.

Финишные работы

В самом конце можно сделать отличный шнурок на рукоять. Нужно в хвостовике просверлить отверстие. Шнур на ноже поможет безопасно носить клинок и не потерять его. Также такой аксессуар будет очень хорошо смотреться на ноже.

Какие ножи получаются из рельсовой стали

Среди людей бытует мнение, что рельсовая сталь очень хороша для изготовления ножей. Но так ли это, разберёмся дальше. Для начала следует понять, какая сталь используется для изготовления рельс. Действительно, такой сплав, несомненно лучше чем обычные марки.

Из которых делают арматуру, трубы, уголки и прочие детали. Следует учитывать, что рельса ежедневно подвергается высоким нагрузкам. Но ним перемещается очень много различных железнодорожных составов. Которые могу весить тысячи тонн.

Существует специальный государственный стандарт регламентирующий производство рельс. Согласно ГОСТу Р 55497-2013 существует несколько рельсовых марок стали. Они немного различаются по составу, но все они имеют одинаковое содержание углерода.
Его содержится обычно 0,71-0,82 процента. Это говорит о том, что нож из такой стали можно закалить до 58-60 HRC. А это для клинка довольно хороший показатель. Соответственно можно сделать вывод, что такой нож будет износостойким и долговечным.