Современный мастер может изготовить клинок практически из любой стали. Но будет ли такое изделие полноценным ножом – очень большой вопрос. Возможно, получится предмет декора и не более. В сети интернет ходит очень много споров про нож из железнодорожного костыля. Насколько он в результате будет хорош. Попробуем разобраться в этой статье.

История путевого костыля

Сегодня путевой костыль является одним из символов железнодорожников. Такой предмет очень часто дарят друг другу. А при открытии новых путей костыль в праздничной обстановке церемониально забивают в шпалу. Некоторые костыли даже передаются по наследству.

А есть такие экземпляры, которые имеют свою историю и очень высоко ценятся на аукционах.

В устройстве верхнего строения пути, костыль присутствовал с самого начала прокладываемых человечеством железнодорожных путей.

Но следует заметить, что сегодня костыль постепенно начал терять свою актуальность. Это связанно с уменьшением использования деревянной шпалы. С приходом более современных технологий, появляются другие способы крепления.

Технология крепления

Путевой гвоздь вбивается в шпалу посредством специальных механизмов или ручным способом. Прокладка, которая находится между шпалой рельсом, имеются технологические отверстия. Они совпадают по размерам с сечением костыля.
В эти отверстия вбивается путевой крепёж. В зависимости от конструкционных особенностей подкладки, в неё могут вбиваться 3,5 или 6 костылей. В среднем на километр железнодорожного полотна используется порядка 1600 штук изделий.

Чтобы избежать растрескивание шпалы, не допускается использование костылей в одну линию. Вбивание происходит в деревянную шпалу поперёк волокон. При этом располагают параллельно рельсам широкую сторону заострённой части.

А крюковидная часть костыля должна захватывать пяту рельса, прижав её к шпале. Перед тем как вбить костыль, в шпале делается отверстие.

Оно должно быть чуть меньше по диаметру, чем костыль в сечении.

При использовании такого варианта увеличивается сопротивление выравниванию и отжиманию. Если предварительно не насверлить отверстия в шпале, то обязательно произойдёт повреждение древесного волокна и его расколку.

А это может сильно повлиять на качественные показатели соединения. На головке путевого костыля имеются специальные приливы. Они используются для извлечения изделия с помощью лапчатого лома.

Маркировка костыля

Маркировка костыля происходит буквенно-цифровым кодом. Для примера можно рассмотреть такую маркировку: «Костыль путевой К-165». В данном случае число «165» говорит о длине изделия. А буква «К» является сокращённым названием детали.

Типоразмеры именно такого изделия имеют следующие значения – 16х16х165.

Сопротивление вытаскивания путевого костыля таких размеров из сосновой шпалы будет равняться 2000 кг.  Для производства изделия применяются стали марок Ст3 и Ст4.

На поверхности костыля не допускаются повреждения глубже 0,5 мм. Также наплыв на головке не должен быть более 1,5 мм, а заусенцы на стержне не должны превышать 2,5 мм.

На чём вы больше любите передвигаться?
Поезд!Самолёт!

Общий вид путевого костыля

Костыль очень долгое время является единственным видом элементов крепления железнодорожного полотна. История этого изделия насчитывает сотни лет. За время своего существования, костыль перенёс не значительные изменения.
Шляпка изделия всегда была плоской и крюкообразной. Стержень в сечении имеет квадрат, а заострённая часть была и есть зубилообразная. Стандартным считается конструктивное исполнение костыля с площадью в сечении равным 364 или 403 мм.

Изделие имеет утолщённую горловую часть и длина их колеблется от 140 до 165 мм, от заострённой части до нижней поверхности головки. Она немного наклонена вперёд. Длина заострённой части равна 24 мм. Костыли производят из довольно твёрдых марок стали.

Но следует заметить, что если даже его дважды изогнуть, стержень не получит изломов. Головка костыля при отгибании до горизонтального положения её плоскости, должна отводиться, не допуская трещин на поверхности костыля в месте изгиба.

Изготовление и ГОСТ

Железнодорожный крепёж должен изготавливаться из марок стали Ст3 и Ст4 в соответствии с ГОСТом 380-94. Для холодного климата костыли следует изготавливать по ГОСТу 15150-69. Там применяются спокойные марки стали, которые прописаны в ГОСТе.

На поверхности изделия допускаются дефекты металлургического происхождения в соответствии с ГОСТом 535-88. Это могут быть незначительные обгорания, неотделимая окалина, а также высадочные трещины на затылке головки костыля.

В соответствии с ГОСТами костыль может иметь или не иметь следующие параметры:

  • под головкой костыля высота складок не должна быть более 2 мм;
  • на поверхности изделия не должно быть заусенцев и наплывов высотой более 1,5 мм;
  • стержень костыля не должен иметь заусенцы высотой более 2,5 мм;
  • на поверхности предмета допускаются небольшие технологические следы от матрицы;
  • толщина заострённой части не должна быть более 2 мм;
  • костыль должен выдерживать испытательную нагрузку на растяжение равную 49 кН;
  • смещение заострённой части относительно оси стержня не должно быть больше 1,5 мм.

Виды путевых костылей

Сегодня изготавливаются костыли с длиной от 120 до 280 мм. Костыли К-230 и К-280 применяются для строительства магистральных путей, где полотно может испытывать значительные перегрузки. И скорость отдельных железнодорожных составов может быть выше 100 км/ч.
Более мелки по размерам изделия используются для закрепления рельсов внутризаводских или крановых рельсов. Костыль типа К-120 является самым коротким и используется на узкоколейных рельсах. Это могут быть различные пути в шахтах и на других предприятиях.

Нож из железнодорожного костыля делаем самостоятельно

Сегодня хочется рассказать как сделать своими руками нож из железнодорожного костыля. Для изготовления такого предмета лучше всего иметь хотя бы небольшой опыт в ковке металлов. Для неопытных мастеров процесс может показаться сложным.

Но бояться тут ничего не следует. Зато сделанный клинок своими руками будет радовать вас при каждом его использовании. Возможно, у вас что-то не получится сделать идеально, но зато изделие будет иметь частичку вашей души.

НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХОЛОДНЫМ ОРИЖИЕМ!
В статье идет речь об изготовлении хозяйственно-бытового предмета. Представленный пример изделия не является холодным оружием по всем критериям. Статья не содержит материалы подходящие под часть 7 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ. На ресурсе нет информации распространение которой в Российской Федерации запрещено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101.
Многие мастера делают нож из железнодорожного костыля вместе с его шляпкой. Эта часть становится рукоятью. Но для простоты работы лучше всего эту часть убрать болгаркой. Так будет проще и комфортнее работать с заготовкой.
— НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХОЛОДНЫМ ОРИЖИЕМ! В статье идет речь об изготовлении хозяйственно-бытового предмета. Представленный пример изделия не является холодным оружием по всем критериям. Статья не содержит материалы подходящие под часть 7 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ. На ресурсе нет информации распространение которой в Российской Федерации запрещено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101.

Материалы и инструменты

Чтобы изготовить нож из железнодорожного костыля понадобится инструмент вполне обычный. Он практически ничем не отличается от изготовления любого клинка. Но следует отметить, что тут обязательно потребуется кузнечное оборудование.

Необходимые инструменты:

  • дрель с набором свёрел разного диаметра;
  • болгарка с отрезным и шлифовальным кругами;
  • кузнечный горн или печь;
  • тиски и наковальня;
  • молоты: большой 5 кг и малый 2 кг;
  • ленточная шлифовальная машина;
  • набор надфилей;
  • моторное или минеральное масло;
  • напильники и наждачная бумага.

Необходимые материалы:

  • деревянный брусок для рукояти;
  • эпоксидный клей;
  • кусочек нержавеющей стали для больстера;
  • сам костыль;
  • пропитка для рукояти или воск.

Ковка заготовки

Перед тем как начать работу с костылём, необходимо его отжечь. Для этого заготовку следует нагреть до 900 градусов и дать остыть вместе с горном. Затем с костыля срезается шляпка. Теперь заготовку можно нагревать и выковывать.

В самом начале следует сформировать острие, тут следует работать аккуратно малым молотом.

Затем формируется хвостовик и только потом можно приступать к вытягиванию в длину и ширину заготовки. После достижения необходимой толщины, можно выковать спуски.

Температура детали при этом не должна быть слишком высокой. Теперь можно выровнять все недочёты после грубой работы. Довести заготовку следует до нормальной величины с помощью болгарки. Уберите весь лишний металл.

Закалка и отпуск клинка

Чтобы клинок приобрёл все необходимые качества, его следует обязательно закалить. Заготовку следует нагреть до 800-900 градусов и опустить в масло на 2-3 секунды. Температуру лучше всего контролировать с помощью лазерного термометра.
Но если его у вас нет, то можно использовать магнит. В данном случае следует нагреть деталь до тех значений, когда она перестанет магнититься. Это признак того, что заготовка набрала необходимую температуру для закалки.

После процедуры закалки клинок приобретёт необходимую твёрдость. Но при этом он будет иметь некую хрупкость. Чтобы избавиться от этого, изделие следует обязательно отпустить. Отпуск производится в обычном духовом шкафу.

Нагреть его следует до 200-240 градусов по Цельсию и поместить туда заготовку. Лежать она там должна 2-2,5 часа. После этого деталь будет твёрдой и не ломкой. Теперь с помощью болгарки и отрезного круга нарезаются долы с обеих сторон.

Работа по спускам

Далее следует самая сложная часть работы по клинку. Нам необходимо сделать спуски. Они обязательно должны быть симметричны. Для простоты работы, следует разметить клинок маркером. Эти отметки вам очень сильно упростят работу.
Затем следует на ленточной шлифовальной машине убрать лишнее. Так получится сформировать клин на клинке. Но во время работы ни в коем случае не перегревайте заготовку. Следите за её температурой и при необходимости остужайте её в воде.

Теперь можно подогнать больстер. Не забывайте, что он не должен выпирать с обеих сторон более чем на 5 мм. Иначе готовый нож выйдет за рамки закона. Больстер делается из пластинки нержавеющей стали. В ней необходимо просверлить несколько отверстий.

Затем их можно соединить в одно большое отверстие с помощью надфилей. Необходимо больстер подогнать идеально плотно к клинку, тогда он будет смотреться очень красиво.

Делаем рукоять

Работы с металлом закончены. Теперь следует сделать рукоять. В качестве материала подойдёт брусок любой прочной древесины. Обстрогайте дерево до подходящих размеров. Теперь следует насверлить в бруске отверстии под хвостовик.
Сильно крупными их делать не следует. Хвостовик должен плотно входить в отверстие. Затем туда заливается эпоксидный клей и вставляется хвостовик. Теперь всю конструкцию следует оставить на сутки до полного высыхания клея.

Заключительный этап работ

После сушки с помощью ленточного шлифовального станка рукоять доводится до удобных мастеру размеров. После грубой обработки довести рукоять следует с помощью наждачной бумаги вручную.

Затем её покрывают лаком или другим составом.

В заключении клинок следует отполировать. Для этого используется наждачная бумага с самым мелким зерном в 3000 или 4000 грит. Затем с помощью пасты ГОИ и болгарки с шлифовальным кругом, доводится клинок до блеска.

Есть ли смысл делать нож из костыля?

Железнодорожный костыль предназначен для крепления рельса к шпале. Это по сути большой гвоздь с квадратным поперечным сечением. Также этот предмет очень популярен для изготовления клинков. Железнодорожный костыль расковывают в полосу и делают нож.
Но пригодна ли такая сталь для обычного ножа? Этот вопрос не даёт покоя многим людям. Следует начать с того, что для изготовления костыля применяются государственные стандарты. Согласно ГОСТу 5812-2014, такой крепёж изготавливается из стали марок Ст3 и Ст4.

Из такого металла делают очень много различных изделий. Это могут быть всякие уголки, полосы, трубы и прочие детали. В таком случае, проще купить полосу из такой стали и не мучиться выковывать её. А вот пригодна она для ножа или нет большой вопрос.

Но вот тут следует обратиться к химическому составу стали Ст3 и Ст4. Дело в том, что металл содержит очень мало углерода. Его значение в составе составляет 0,27 %. После закалки такой клинок получит твёрдость в 44-46 HRC.

Что для обычного рабочего ножа очень мало. Минимумом для нормального изделия можно назвать 50 HRC. И это будет самый дешёвый и низкокачественный клинок. Из-за крайне низкой твёрдости, такой клинок будет очень плохо удерживать остроту.

Его износостойкость будет крайне низкая. Также эта марка стали подвержена коррозии. Клинок будет требовать к себе постоянного ухода.

Так что вывод напрашивается сам собой. Проще потратить 200-300 рублей и купить дешёвый готовый нож.

Но если вы делаете нож из железнодорожного костыля чисто в декоративных целях, то сталь вполне пригодна для обработки. Тут мастер может сделать клинок, каким ему хочется. Такое изделие может стать отличным подарком для друга.