Зарядное устройство предназначено для восполнения электроэнергии аккумуляторной батареи. Существует множество разновидностей, каждая из них имеет своё строение и функциональные особенности.
Как устроено зарядное устройство для АКБ: принцип работы и основные компоненты
Все зарядные устройства для аккумуляторных батарей разделяются на два больших типа: механические и автоматические. Некоторые устройства подходят для определённых моделей аккумуляторов.
Автоматические модели способны регулировать подачу электрического тока и напряжения самостоятельно. Используются они в новых аккумуляторах с AGM-технологиями. У них есть одно важное отличие — это электролит не в жидком состоянии. Обычные зарядные устройства предназначены для свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. Некоторые модели имеют механический способ регулировки важных технических характеристик.
Кислотные модели аккумуляторов заряжаются при помощи постоянной подачи напряжения. Для того чтобы электрический ток прошёл в аккумулятор, необходимо чтобы выдаваемое напряжение было больше напряжения самого источника питания. Когда аккумуляторная батарея разряжена она имеет напряжение 10,5 Вольт. В редких случаях может быть 9 Вольт, но это только у глубоко разряженных аккумуляторов. У заряженных напряжение составляет 12,6-12,8 Вольт. Поэтому при зарядке сначала подаётся максимальное значение электрического тока, но с процессом зарядки он постепенно понижается до минимального значения.
Обычная схема зарядного устройства включает в себя:
- трансформатор;
- выпрямитель;
- стабилизированный или не стабилизированный регулятор электрического тока.
Дополнительные вспомогательные элементы, которые облегчают процесс зарядки;
- схема ограничения электрического тока;
- защитные элементы;
- световой индикатор или самостоятельная возможность отключаться после окончания зарядки.
Благодаря этим элементам, значительно увеличивается эффективность работы.
Особенности самостоятельной сборки зарядного устройства
Каждое зарядное устройство должно уметь восполнять электроэнергии аккумулятора. Многие устройства отличаются своей конструкцией, схемами и многим другим. Выбирать ЗУ всегда нужно, исходя из аккумуляторной батареи.
Схемы зарядных устройств для автомобильных аккумуляторов
Создать зарядное устройство можно по любой элементной схеме. Всё сильно зависит от наличия доступных деталей, а также возможностей специалиста.
Одни из самых популярных сборок зарядных устройств:
- простое ЗУ на 12-Вольтовые аккумуляторные батареи;
- ЗУ на тиристоре КУ 202 H;
- ЗУ на схеме ТЛ 494;
- ЗУ с дополнительной функцией отключения после полного восполнения электроэнергии.
Простое зарядное устройство для аккумулятора на 12 Вольт
Для того чтобы регулировать напряжение и электрический ток, можно использовать самый простой потенциометр. Вращая его движок подстраивается зарядный ток.
В практическом варианте эта схема не применяется по двум причинам:
- из-за того что через потенциометр проходит полный нагрузочный ток, отыскать нужный компонент становиться сложно;
- электрический ток проходит через двигающийся контакт движка резистора, это повышает уровень опасности применения данного устройства.
В практическом варианте используется немного другая схема сборки ЗУ. Потенциометр входит в состав базы транзистора. Электрический ток заряда проходит через коллектор-эмиттер. Благодаря этому найти проводниковый элемент гораздо проще. Главный недостаток такой схемы заключается в том, что сквозной электрический ток идёт через регулирующий компонент, вся лишняя мощь распыляется на нём. Из-за придётся приобретать радиатор, обладающий большой площадью охлаждения.
Как правильно заряжать аккумулятор от самодельного устройства
Перед тем как проводить подзарядку аккумуляторной батареи от самостоятельно созданного устройства, необходимо произвести ряд проверок на работоспособность. Для можно воспользоваться даже старым аккумулятором. Если же ничего под рукой нет, то можно попробовать испытать его на основной АКБ.